Найти в Дзене
Учитель гармонии

Дистант в ДМШ: принять и действовать. Извлечь свой смысл и не тратить силы на протест

Оглавление

Прогрессировать "в изгнании" - дело неблагодарное. Подтвердят все, кто хоть каплю причастен.

Весной было, по крайней мере, честно. НИКТО и НИГДЕ не учился присутственно! Но теперь, когда общее образование, в очном формате, стало для младшего звена вполне доступным, - понятно: школы искусств признаны лишними. Без них как бы можно пережить...

Нет, я не ковид-диссидент, отнюдь. Переболев в ноябре, приняв на себя издержки "живой" училищной педагогики в центре Москвы, я осознаю всю важность превентивных мер. Но закрывать дополнительное образование для детей - по-моему, безыдейно. О каком снижении контактов может идти речь, если ученики 1-5 классов и детсадовцы... без того каждый день пребывают в транспорте и в огромном классном коллективе? Плюс торговые организации.

Лично мне - как маме нескольких юных музыкантов - уже в сентябре стало кристалльно ясно: пора стиснуть зубы, впереди - не двух- и даже не четырёхнедельные "осенние каникулы", а новая реальность обучения в ДМШ. Та самая, с которой бесполезно спорить, против которой нет смысла бастовать и созывать митинги.

Самодеятельные сходки, кстати, периодически по разным столичным площадкам возникают, и это показательно.

Нужно лишь успокоиться, вдохнуть поглубже - и отправиться на поиски смысла. Извлекать ежедневно из дистанта свою великую выгоду, как бы иезуитски это не звучало.

Чему научились за последние месяцы семьи, вовлечённые в детское музыкальное образование? Организованности - совершенно новой организованности, связанной с постоянным контролем качества. Перманентное состояние видеосъёмки сыграло свою великую роль: родителям пришлось во всё вдумываться поглубже, детям - не топтаться на месте, а ускоряться и усиливаться к каждой новой записи. Регулярная фиксация детского роста и свершений оказалась потрясающе действенной. Дети, вынужденные сниматься на видео еженедельно или чаще, вышли на новый уровень тщательности, честности, ловкости.

В понедельник деточке надобно играть лучше, чем в предыдущий четверг, факт. Далее, к новому четвергу следует подняться ещё выше. Запись не обманет, не позволит схитрить и положиться на русский авось, на зыбкую удачу. Обучение по регулярным видеозаписям - это создание "запаса прочности".
Как хорошо, что ему пока рано в ДМШ! Пожелаю своему малышу никогда не столкнуться с музыкальным дистантом
Как хорошо, что ему пока рано в ДМШ! Пожелаю своему малышу никогда не столкнуться с музыкальным дистантом

Сольфеджио в zoom мне органически не симпатично, но наблюдения за "уроками" оказались полезными. К примеру, где ещё сравнишь пение и ответы своего ребёнка с результатами одноклассников? Ведь в класс доступа нет - а с экрана можно считать любопытную информацию к размышлению.

Сдача хоровых партий на запись - и вовсе беспощадно-прозрачный эксперимент. Справится тот, кто в состоянии качественно интонировать соло. Привыкший прятаться за спинами друзей-хористов - не потянет. Или же потянет, но семь потов сойдёт, а результат не очевиден. В итоге, удалёнка жёстко и честно фильтрует, оставляет в строю самых упорных бойцов не без способностей.

ДМШ, по сути своей - территория достижений, повышенного уровня, экстра-усилий. Дистант безжалостен к тем, кто некогда искал в музыкальной школе кружковости. Так вот, кружковости нет, не было и не будет... Ни на каких условиях, ни при каком формате. Дистанционка обнажает проблемы, вскрывает халтуру и приблизительное отношение, трудяг же возвышает. "Заочная" деятельность изматывающе справедлива.

-3

Подходит к концу самое трудное полугодие в жизни нынешних школьников-музыкантов.

Дети, очевидно, не в состоянии пока оценить, насколько мучительной и энергоёмкой оказалась организация дистанционной жизни для их родителей. Мамы и папы встают перед выбором: бросить или прорваться? А ведь бросить - это, возможно, логичный и оправданный выход, вовсе не обязательно поражение. С хорошей вероятностью - закономерное осознание.

Но тот, кто готов тянуть дальше, не сломленный дистантом, - достоин уважения и поддержки.

Уже сейчас кажется неоспоримым тот факт, что отечественной системе музыкального образования потребуется глубокая постковидная реабилитация. Я как действующий преподаватель консерваторского музыкального училища... готова внести свой посильный вклад в этот многосторонний процесс.

Впрочем, как мама - тоже готова!