По вечерам, когда работа уже закончилась, а сериальчики еще не начались, я часто почитываю Мел - сайт со статьями и блогами про образование от журналистов, учителей, родителей и самих школьников.
И, понятное дело, одна из часто обсуждаемых тем там - почему дети не хотят учиться и в школу, почему не хотят делать уроки, почему им вечно все не нравится, и как их заставить все это любить. Обсуждают учителя: "Дети совсем распустились, никого не уважают, игнорируют и учиться не хотят, а родители им только потакают и отказываются воспитывать", обсуждают родители: "учителя совсем распустились, не могут детей заинтересовать, преподают скучное, сложное и непонятное, бедные детки". Бои идут нешуточные порой, все пеняют друг другу и согласия не предвидится. Казалось бы.
А потом пишет статью школьник. Со своей позиции пытаясь объяснить, что конкретно не так с учебным процессов, учителями и программами. Или пишет учитель, который собрал мнения учеников об учителях. Или школьник просит совета: как найти управу на учителя, который не дает знания, издевается и кричит.
И тут все эти взрослые, которые еще пять минут назад под другим постом боролись друг с другом, единодушно выступают с праведным гневом и "да кто они такие чтоб вякать?", "да кого интересует мнение малявок!", "что за неуважение к взрослым?", "что за невоспитанность и хамство считать, что они могут обсуждать и осуждать учителей". И рефреном, рефреном везде: "Старших надо уважать!" ( а детей, понятно, не надо, они глупые и не доросли до уважения).
Голоса разума затыкают быстро и толпой. Никакие тезисы про "взаимное уважение", про "а давайте прислушаемся, что именно детям не нравится в учителях" не воспринимаются вообще.
Понятно, вот они все сейчас взрослые, поэтому когда они примеряют на себя вот это про уважение к старшим, они стоят на позиции старших, которых уважать обязаны. Но интересно, у них и в детстве-подростковом возрасте тоже не хватало критического мышления на то, чтобы задать себе вопрос "А почему уважать нужно только старших?" или "С какого момента человек уже взрослый и достойный уважения?" - хоть какая-то попытка применить логику.
Возраст и опыт? Так опыт это не просто про годы, это еще и про умение рефлексировать происходящее и как-то улучшаться, как-то развиваться, двигаться вперед. А просто суметь выжить в 21 веке и дожить до условных 40-50-60, ну так себе достижение, как по мне.
Я, кстати, за то, что уважать нужно всех априорно. Пока человек не показал себя м*даком, уважения он достоин. Независимо от возраста. При этом я встречала и взрослых, ведущих себя крайне мерзко по отношению к окружающим, и учителей таких, и молодежь такую я тоже встречала. От возраста это никак не зависит.
Еще один довод в таких детей-затыкательных-диалогах - он про то, что детям обязательно надо научиться сосуществовать, работать и учиться с людьми, которые к ним относятся плохо, или которые им не нравятся, потому что в жизни потом много такого будет.
И тоже вопрос про наличие логики: вы, правда, будучи взрослым не можете уйти из места, где вам не нравится, или где к вам плохо относятся? Так тогда это ваш личный выбор, может быть обусловленный какими-то объективными причинами (нет другой работы и возможности переехать, вы мазохист и получаете от этого удовольствие, потерпеть надо чуть-чуть и будет повышение или другая награда). Но это личный выбор в каждой такой ситуации. А у ребенка выбора нет. Он не может противостоять учителю (потому что смотри выше, кто ему вообще разрешал рот раскрыть), он не может уйти на домашнее обучение или перейти в другую школу или другой класс, если родители не на его стороне. А родители с позицией "учись жить, когда все плохо и ничего не изменить" редко бывают на его стороне.
В общем, животрепещущая тема для меня, потому что у меня и первая учительница была очень плохая, и потом в средней школе не повезло настолько, что в какой-то момент я в школу возвращаться отказалась и маме пришлось меня переводить в другую школу в четвертой четверти. И это было лучшее решение из всех. Мы потом еще жалели, что не провернули этого раньше.
Такая вот грустная история про уважение к взрослым