Ни для кого не секрет, что бизнес основывается на экономике и финансах. Поэтому точность должна быть в расчетах, в финансовых потоках и моделях. Особенно, когда начинается рост оборотов, числа клиентов, поставщиков (партнеров) и сотрудников. Тогда без регулярного финансового планирования бизнес обречен на крах. Поэтому вашу стратегию в проверке бизнес-идеи перед ее запуском завершает стадия составления финансовой модели.
С помощью этого инструмента регулярного планирования вы ответите сразу на два вопроса: какая цена вашего проекта сейчас и сколько денег нужно на то, чтобы его запустить. Если вы повремените с этим, то каждые переговоры с инвесторами будут лишней тратой времени. Тем более, ваш проект может оказаться под двумя угрозами: невыгодные условия при его оценке или ваша недооценка объемов нужных финансовых вливаний, что приведет вас в то положение, когда после того, как бизнес будет запущен, придется заниматься поиском денег снова и снова.
Чаще всего малому бизнесу не хватает первоначальных знаний и инструментов. Поэтому, сегодня мы вместе с вами начнем с азов.
Конечно же, первое, что приходит на ум – поискать финансовую модель в Интернете. Поискали. Нашли кучу различных вариантов. И какую же выбрать?
Главное – знать, что при адаптировании любой из них под себя, никогда ни одна не будет в достаточной степени подходить всем инвесторам. Одни отправят на доработку, сделав акцент только на своем, другие подгонят ее под себя сами. С этим нужно примириться, ведь форматы одной и той же задачи у всех разные. Готовьтесь к критике и постоянной работе.
Основная структура финансовой модели имеет следующие разделы: доходы и… правильно, расходы. Планируем их по отдельности.
Делим блок расходов на разовые и повторяющиеся. Разовые (капитальные или инвестиционные) производятся один раз, перед запуском проекта. Повторяющиеся, как вы уже догадались, возобновляются из периода в период (неделю, месяц).
При планировании расходов можно допустить такую ошибку, как смешивания всех расходов в единые, что первоначально приводит к недочетам, а глобально – к трудностям в бизнесе.
Теперь подробнее о каждой группе расходов.
Разовые расходы производятся один раз – при самом запуске бизнес-проекта. То есть единая трата, которая производится однажды и больше для этого ничего не нужно. Мы просто приобретаем актив, который дальше используем для регулярной работы. Например, аренда или покупка помещения, ремонт, закупка мебели, оборудования, разработка всех необходимых обеспечений, приобретение лицензии.
Повторяющиеся расходы мы делим на три блока:
1.) Зарплата персонала.
2.) Фиксированные выплаты любого бизнеса (арендная плата, коммунальные платежи).
3.) Маркетинговые расходы, связанные с продажей продукции или услуг клиентам. Они также учитываются в доходной части и поэтому можно назвать их переменными.
Отдельно обозначим блок доходов. В нем мы ориентируемся на четыре группы показателей:
1.) Объем продаж и производства.
2.) Цикл оборачиваемости капитала (закупка, продажа, оплата).
3.) Цена продажи.
4.) Себестоимость продажи.
Теперь по порядку.
Как мы планируем разовые расходы?
Для инвестиционных расходов достаточно завести отдельную таблицу (или вкладку). Назовем ее «Инвестиции». В первый столбец впишем все разовые расходы, необходимые для запуска проекта. После этого расписываем суммы этих расходов на каждый месяц. Считаем общие суммы на каждый месяц и итоговую на целый год. Эти суммы могут быть повторяющимися как в течение первого года, когда нужно будет что-то докупить, так и в последующие годы, когда нам потребуется какое-либо обновление.
Как планируются повторяющиеся расходы?
Эти расходы почти не зависят от выручки. Даже если в определенный месяц дохода от клиентов не будет, то эти расходы вам все равно предстоит выплатить в полной мере. Пройдемся по ним отдельно.
1.) Расходы на персонал и заработную плату.
В первом столбце вкладки «Зарплата персонала» запишем должности персонала. Не забудьте и о тех, которые только в планах через несколько лет – с появлением сотрудников на новых должностях вы будете вносить туда новые данные.
Во втором столбце записываем фамилии конкретных сотрудников, если их нет, то пишем «вакансия». Указываем в штате работник или работает сдельно. В следующих столбцах графы: «Ставка в месяц», «Бонус в месяц» и их сумма «Итого в месяц». Вписывается данные на одного человека, сколько сотрудников вы бы не запланировали.
Важно: Целевая финансовая модель составляется для того, чтобы понять, как проект должен работать. Если вы пока не знаете точных цифр, то пишите их в пределах нормы своего представления. Далее вы проверите эту модель с выбранными экспертами, которые внесут в нее правки.
После этого следует составить график найма на год, так как именно он экономит какой угодно бюджет. В нем показывается необходимый набор сотрудников и сокращения расходов на них, так как когда мы планируем любой бюджет, то автоматически закладываем больше финансов, чем необходимо.
Налоги.
Каждый работодатель должен выплачивать налоги на заработную плату плюс НДФЛ. В зависимости от страны и отрасли (различные ставки и принципы начисления данных налоговых выплат), перед нами встает выбор между одним из двух способов планирования налогов:
- Обратиться к профессиональным бухгалтерам.
- Не вносить данные расходы, рассчитывая на резервы.
Заложенные нами данные в план – это просто расчетный уровень. Исходя из этого при планировании сотрудников всегда остается два резерва – по бонусам и количеству людей. Вполне достаточно для формирования фонда оплаты различных налогов.
2.) Фиксированные расходы.
Расходы, повторяющиеся из месяца в месяц независимо от того, есть ли у вас выручка от клиентов, называются фиксированными (аренда, коммунальные услуги, расходные материалы, юридические траты и другие). Внесите в таблицу столбцы «Статья расходов» и «Ставка». В первую запишите виды фиксированных расходов в соответствии с вашим проектом, а во вторую ежемесячную ставку каждой статьи расходов.
3.) Маркетинговые расходы.
Маркетинговые расходы – самые многозначительные расходы из всего бизнес-планирования. Особенно если мы стараемся уложить их в финансовые рамки. Сложно учесть все нюансы, ведь либо вы делаете выбор в сторону узкой проработки одной сферы маркетинга (лидогенерации, партизанского маркетинга или генерации нестандартных идей) либо пытаетесь как-то вынести на практику все неопределенные теоретические составляющие.
А если вы обращаетесь к профессиональным маркетологам, то без прилично вложенного в маркетинг бюджета, от них ничего не добиться. И сколько вы не выделите на это денег, их всегда будет мало. Так как зачастую маркетологам мешает стереотипность или опыт работы в крупных корпорациях, который они пытаются перенести на малый бизнес, где это совсем лишнее.
Поэтому в следующих статьях для «новичков» мы отдельно разберем классические разделения маркетинга, а именно: бренд-маркетинг и торговый маркетинг, понимание которых существенно поможет вам разобраться не только с маркетинговыми расходами, но и как правильно их использовать для того, чтобы все закончилось прибылью.
Не пропустите!