Наверняка при выборе насоса вы сталкивались с понятиями «однофазный» и «трехфазный» двигатель. Сегодня разбираем однофазный двигатель.
Итак…
Однофазный асинхронный электродвигатель
- это асинхронный электродвигатель, который работает от электрической сети однофазного переменного тока, который в основном режиме работы (после пуска) использует только одну обмотку (фазу) статора.
Основными компонентами электродвигателя являются ротор и статор. Ротор - вращающаяся часть электродвигателя, статор - неподвижная часть электродвигателя, с помощью которого создается магнитное поле для вращения ротора. Статор имеет две обмотки, расположенные под углом 90° относительно друг друга. Основная обмотка называется главной (рабочей) и обычно занимает 2/3 пазов сердечника статора, другая обмотка называется вспомогательной (пусковой) и занимает 1/3 пазов статора.
Двигатель фактически является двухфазным, но рабочей является одна обмотка, поэтому его называют однофазным. Ротор обычно представляет из себя короткозамкнутую обмотку, из-за схожести называемой "беличьей клеткой". Медные или алюминиевые стержни которого с торцов замкнуты кольцами, а пространство между стержнями чаще всего заливается сплавом алюминия.
Одним из способов создания пускового момента в однофазном асинхронном двигателе, является расположение вспомогательной (пусковой) обмотки, смещенной в пространстве относительно главной (рабочей) обмотки на угол 90 электрических градусов.
Чтобы обмотки статора создавали вращающееся магнитное поле токи IA и IB в обмотках должны быть сдвинуты по фазе относительно друг друга. Для получения фазового сдвига между токами IA и IB в цепь вспомогательной (пусковой) обмотки включают фазосмещающий элемент, в качестве которого используют активное сопротивление (резистор), индуктивность (дроссель) или емкость (конденсатор). После того как ротор двигателя разгонится до нужной частоты вращения, пусковую обмотку отключают. Отключение вспомогательной обмотки происходит автоматически с помощью центробежного выключателя, реле времени, токового или дифференциального реле, или же вручную с помощью кнопки. Во время пуска двигатель работает как двухфазный, а по окончании пуска — как однофазный.
Чтобы видеть наши публикации не забывайте подписываться на канал и ставить лайки!