Найти тему
Turizm

Почему зимой самолеты в больших аэропортах чаще выходят из графика, чем летом?

Оглавление

Снег на плоскостях крыльев, лед в двигателях и слякоть на взлетно-посадочной полосе представляют реальную опасность для самолета. Поэтому перед каждым взлетом пилоты оценивают погодную ситуацию.

Подготовка к полету

Подготовка к полету в снежных условиях начинается задолго до того, как самолет выходит на взлетную полосу. Большинство пилотов имеют привычку наблюдать за падающим на улице снегом, еще находясь дома.

Перед тем, как подняться на борт, летчики привычно бросают взгляд на поверхность крыльев, ищут признаки налипания льда или снега — даже «чуть-чуть» приводит к значительной потере подъемной силы.

-2

Антиобледенительная обработка самолетов

Чтобы удалить снег и лед с поверхности самолета, специальные машины распыляют на него горячую жидкость. Омыватель не только расплавляет ледяные частицы, но и предотвращает их образование в течение определенного периода времени.

Подготовка к антиобледенению

Прежде чем самолет будет обработан, необходимо внести некоторые изменения в его обычную конфигурацию.

Звучит странно, но снаружи самолет негерметичен — он имеет много конструктивных отверстий. Например, для забора свежего воздуха в систему кондиционирования и для выпуска отработанного. Проникнув в эти каналы, токсичные пары антиобледенителя оказались бы в пассажирском салоне.

Поэтому без предварительной подготовки не обойтись.

По большей части она включает в себя закрытие всех внешних входов, чтобы предотвратить попадание противообледенительной жидкости в самолет.

Это относится и к входной двери — она должна быть закрыта. Хотя почему бы не начать обработку самолета от льда во время посадки пассажиров, чтобы сэкономить минут 15-20, а то и полчаса времени?

-3

Процесс антиобледенения

Решение, какие именно области самолета очищать, принимают пилоты в каждой конкретной ситуации. Однако на практике они часто обращаются к оператору противообледенительной машины — ему элементарно лучше видно.

Пассажирам внутри салона это, как правило, незаметно, но процедура проводится в два этапа.

На первом этапе

На фюзеляж, хвост и крылья распыляется горячая смесь гликоля (пропиленгликоля, реже этиленгликоля) и воды, которая мгновенно испаряется и взрывает лед и снег на поверхностях. После этого, теоретически, самолет готов к полету. Однако, если внешняя температура ниже нуля, на улице туман или осадки, всегда остается риск образования новой наледи.

Приступаем ко второму этапу противообледенительной обработки.

На втором этапе

Жидкости на этом этапе содержат полимерные загустители. Они образуют устойчивый слой, который выглядит как зеленая или желтая слизь на поверхности крыльев.

-4

Эффект от подобной незамерзайки длится от пары часов до всего лишь пары минут в зависимости от погодных условий и типа реактивов. Если по каким-то причинам в положенное время взлететь не удалось, весь процесс должен начаться заново.

Кстати, вы замечали, что иногда ваш самолет останавливается перед разгоном на взлетно-посадочной полосе и начинает рычать двигателями, а иногда стартует вообще без остановки?

Раньше я думал, что это наши советские машины не умеют взлетать сходу. Оказывается, причина в другом.

Перед любым полетом в любую погоду двигателям требуется около пяти минут после запуска, чтобы они прогрелись — этого вполне достаточно.

-5

А вот когда температура находится между минус 7 °C — плюс 2 °C, и сами двигатели работают час или дольше, перед взлетом нужно выполнить одну обязательную процедуру.

Это как раз та самая остановка в начале ВВП. Во время нее двигатели разгоняют на 50% мощности в течение 30 секунд. Теперь любой лед, который образовался в двигателе, растопится до того, как самолет оторвется от земли.

При внешней температуре ниже минус 7 °C такую процедуру можно проводить только один раз. Если через час самолет так и не взлетит, придется вернуться на парковку, выключить двигатели и попросить инженера вручную очистить их от льда.

Заснеженное летное поле выглядит, конечно, очень красиво, но чаще — это настоящая головная боль для всех, кто участвует в процессе подготовки самолетов к полету.

И даже для пассажиров — ведь самолеты, ожидающие своей очереди на противообледенительную обработку, очень часто задерживаются, тормозя следующих и сильно выбиваясь из графика на табло вылетов.

______________________________________________________

Не забудьте поставить лайк и подписаться на канал Turizm в Яндекс Дзен, чтобы не пропустить новые публикации!