Слобода Красная (Красненькая), ставшая селом Красным, - откуда пошло это название? ... От красот за порогом. Особая краснянская прелесть кроется в том, что обширная пойма прозрачной петляющей Савалы соседствует с резко пересеченным рельефом, создающим ощущение гористой местности. И снизу взгляни - красота, и сверху - глаз не оторвать. Обычно по весне здесь случается диво, и на Савале появляются лебеди. И катится тогда слух о них по автодороге, перерезающей пойму Савалы. Кто ни проезжает - ход замедляет, а то и вовсе тормозит автомобиль... Оттого, наверное, не стоит удивляться, что здесь когда-то, три лета подряд, трепетала душа великого Рахманинова, перевоплощая красы окрестные в красы музыкальные...
Острота чувств Сергея Васильевича была настолько велика, что неудачное исполнение его Первой симфонии 15 марта 1897 года едва не сделало его инвалидом в 24 года - глубокая депрессия и невралгия сопровождались мучительными болями во всем теле. Вняв советам врачей, композитор принял приглашение сестер Скалон и отправился на лето в их имение Игнатово в Нижегородской губернии. Лесная тишь, забота и кумыс поставили его на ноги, и осенью 1897 года Рахманинов смог начать работу в опере Мамонтова в качестве дирижера.
Успех на публике как пианиста и дирижера, растущая известность его ранних произведений порождали неистребимое желание сочинять музыку. Однако вплоть до лета 1899 года Рахманинов в письмах к друзьям и знакомым зачастую признавался, что "я ничего еще не написал".
В 1897-1903 годы управляющим имением Раевских в слободе Красной служил агроном Юлий Иванович Крейцер. Его дочь Елена Жуковская-Крейцер еще в 1893 году брала уроки музыки у Рахманинова. Она тесно дружила с сестрами Скалон и будущей супругой Сергея Васильевича Натальей Сатиной. Эти обстоятельства обернулись тем, что Ю. И. Крейцер пригласил С. В. Рахманинова провести лето 1899 года в имении Раевских в слободе Красной. Большой дом из тридцати комнат, окруженный сиренью и большим садом, пустовал. Семья Крейцеров из 4-х человек занимала в нем лишь малую часть.
Сергей Васильевич приехал в слободу Красную в начале мая 1899 года и застал буйное цветение сирени вокруг имения, разлив Савалы, весенние неповторимости Калиновской рощи и Шилова озера на даче Раевских.
Ю. И. Крейцер не докучал именитому гостю, а просто создал все условия для неограниченной свободы и работы, даже выписал напрокат из Воронежа концертный рояль фирмы "Шредер".
В середине мая Рахманинов уезжал на некоторое время в Петербург, где в программе торжеств в честь столетия А.С. Пушкина ставилась его опера "Алеко" с Шаляпиным в главной роли. Возвращение же в Красную сопровождалось энергичным желанием заниматься и сочинять.
В июле 1899 года "рухнуло" двухлетнее молчание Рахманинова-композитора, он написал хор "Пантелей-целитель" на стихи А. Толстого. Елена Жуковская-Крейцер в своих воспоминаниях рассказывает, что к концу июня в Красную приезжала Наталья Сатина, и хор зазвучал в четыре голоса: Сергей Васильевич был одновременно и басом, и дирижером, Сатина, Крейцер и ее брат исполняли партии сопрано, второго голоса и тенора. Вслед за исполнением "Пантелея-целителя" звучали и русские песни.
В этом (1899-м) году Рахманинов прожил в имении Раевских до середины октября.
Упоение местными ландшафтами сменялось напряженным музицированием и работой над новыми произведениями. Посвящение на нотах шутливого романса для Натальи Сатиной (на слегка переделанное стихотворение Вяземского "Эперне") искрилось оптимизмом: "Нет, не умерла моя муза, милая Наташа! Посвящаю тебе мой новый романс".
"Пьеса Фантазия" для фортепиано и транскрипция украинской народной песни "Чоботы" для хора а капелла, романс "Судьба" так-же были написаны в это самое время. Особенное внимание Рахманинов уделил написанию романса "Судьба", считающегося одним из лучших его произведений.
Путешествие в Италию по совету Ф. И. Шаляпина в начале 1900-го года не оправдало надежд композитора. И он вновь воспользовался приглашением Ю. И. Крейцера, приехав в Красную 26 июля 1900 года. Отложив сочинение оперы "Франческа да Ромини", начатое в Италии, Рахманинов принялся работать над Вторым концертом для фортепиано. Нет никаких сомнений, что "Адажио" и богатырский "Финал" написаны в Красной. В этот раз гость прожил здесь до последних чисел октября.
В третий, последний раз, С. В. Рахманинов пробыл в полюбившемся ему хоперском местечке с мая по июль 1901 года. Как всегда, много работал. Корректировал ноты своей Сюиты соч. 17 для двух фортепиано и создал блестящую Сонату соч. 19 для виолончели и фортепиано. Исследователи жизни и творчества Сергея Васильевича хорошо знают, что после болезни, случившейся в 1897 году, Рахманинов лечился у врача-невропатолога Н. В. Даля сеансами гипноза. Именно Далю посвящен Второй фортепианный концерт и именно ему приписывают заслугу возвращения к творчеству гениального композитора и пианиста. Как знать, кто и чего больше заслужил?
Старожилы Красного вплоть до середины XX века с удовольствием рассказывали о своих походах к барскому дому, о доносившейся оттуда чудесной музыке, о знаменитом "артисте", любившем послушать, "как на селе музыку играют".
Населенный пункт, каких тысячи, но хранит память о таком великом человеке, имевшем признание во в всем мире. Местные красоты произвели на композитора неизгладимое впечатление, вывели его из творческого кризиса. Современное село Красное имеет довольно развитую инфраструктуру, есть свой спортивный комплекс, дом культуры, церковь, школу. Несколько лет назад Красное получило награду как лучшее село Воронежской область с населением более 3000 человек. А как вы думаете, имело бы село успех в туристическом направлении, учитывая его богатую историю и красивые пейзажи?