Найти тему
Лилия Габдрафикова

Как Ризаэтдин Фахреддин, под влиянием родственников из Пензы, хотел сменить свою фамилию

31 декабря родился известный татарский просветитель Ризаэтдин Фахреддин, но зарегистрировали его только 4 января 1859 года. Это, конечно, не говорит о том, что в татарской деревне Кичучат в то время отмечали Новый год. Просто отец его - Фахреддин был имамом, метрики - всегда под рукой, вот и отложил на пару дней официальную регистрацию рождения долгожданного наследника.

На канале о татарской истории и культуре было бы неправильным оставить без внимания такую примечательную дату. Поэтому специально для вас - детали шеджере татарского энциклопедиста, а также эпизоды из истории некоторых татарских деревень Закамья.

Татарские населенные пункты Бугульминского уезда (совр. восток Татарстана) основаны, как правило, в XVII-XVIII вв. Усиление миграции было связано с дальнейшей колонизацией края и со строительством Новой Закамской засечной черты в 1730-х гг. Татарские переселенцы из Поволжья и из центральных губерний надеялись на лучшую долю, хотели избавиться от малоземелья и опасности христианизации. Бывшие ногайские кочевья, действительно, были некой вольницей.

Например, предки татарского просветителя Ризаэтдина Фахреддина прибыли в Закамье из Горной стороны, из деревни Ширдан (совр. Зеленодольский район Татарстана). Об этом писал сам ученый, упоминая и имя предка - Янгилда сын Кайбуллы. Действительно, в документах 1646 года по Свияжскому уезду (куда относилась деревня Ширдан) есть человек с таким именем, относился он к служилым татарам.

Церковь Петра и Павла была построена в селе Русские Ширданы в 1784 году. Фото: https://tatmitropolia.ru
Церковь Петра и Павла была построена в селе Русские Ширданы в 1784 году. Фото: https://tatmitropolia.ru

Сегодня существует несколько населенных пунктов с таким названием, рядом с татарскими Малым и Большим Ширданами (кстати, там же родился еще один татарский просветитель Каюм Насыри) есть и Русские Ширданы со старинной церковью. Поэтому опасения предков Р.Фахреддина по поводу христианизации были вовсе не беспочвенными.

Новым жителям Закамья стоило огромных усилий распашка ковыльных степей и каменистых предгорий, обустройство хозяйственной жизни. И даже в конце XIX в. крестьяне продолжали собирать со своих полей камни, все надеясь, увеличить урожайность земли.

Аналык-Каркали-Кичучат

Даже на этой территории переселенцы часто меняли место жительства. Это были связано с разными обстоятельствами. Иногда причиной было все то же крещение, которое настигло татар и в Закамье. Например, предки Ризаэтдина Фахреддина поселились сначала в деревне Аналык (совр. Татарстан, Лениногорский р-н, с. Федотовка). Однако основная масса жителей данной деревни впоследствии стала крещеными татарами.

Но не все жители Аналыка приняли новую веру, часть населения предпочла оставить с трудом обустроенные хозяйства. Они переселились в соседние татарские деревни: Каркали и Урдалу. Однако не забывали о своих предках, об их могилах. Так старожилы, еще в середине XX в. вспоминали о том, как до революции к старому кладбищу деревни Федотовка (Аналык) приходили старики из Урдала и читали там суры из Корана.
Рис. по данным Г.Макарова.
Рис. по данным Г.Макарова.

Предки Ризаэтдина Фахреддина тоже переехали из Аналыка в деревню Каркали (Лениногорский р-н, Татарстан). Но в 1747 году его пращур Юлдаш Ишкеев вместе с четырьмя сыновьями Аккулом, Бикметом, Мурадыном и Мухамметом снова сменил место жительства и окончательно обосновался в деревне Кичучат.

Юлдаш Ишкеев состоял уже тогда в тептярском сословии. Он был для своего времени обеспеченным человеком, являлся владельцем каменной водяной мельницы в Кичучате.

Ризаэтдин Фахреддин считал, что деревня Кичучат некоторое время даже называлась Юлдаш. Об этом ученый писал в своей автобиографии.
Кичучат, Альметьевский район, Татарстан. Фото А.И. Ногманова.
Кичучат, Альметьевский район, Татарстан. Фото А.И. Ногманова.

Сословные перемены в семье Ризы Фахреддина

Но материалы ревизских сказок по деревне Кичучат не подтверждают семейную легенду о названии Юлдаш. Единственная деревня Юлдашево, тоже основанная тептярями в конце XVIII в., находится в совр. Учалинском районе Башкортостана (бывш. Верхнеуральский уезд Оренбургской губернии). Может быть, некоторые предки Ризы Фахреддина дошли и до Зауралья.

При этом родовая усадьба семьи Ризаэтдина Фахреддина в Кичучате расположена на "Мишәр очы" ("Мишарская сторона"). Это еще раз подтверждает, что переселенцы из Ширдана сначала были служилыми татарами.

Кичучат. Фото А.И. Ногманова.
Кичучат. Фото А.И. Ногманова.

Но в Закамье они уже перешли в сословие тептярей. По данным 1762 г., мы видим, что жители Кичучата платили восьмигривенный оклад (налог) как тептяри и бобыли. Другая часть татарской деревни и в 1780-е гг. оставалась ясашными татарами.

После отмены кантонной системы управления в Оренбургской губернии, предки Ризаэтдина Фахреддина из сословия тептярей перешли в сословие башкир, которое сулило большие выгоды в земельном пользовании. Во второй половине ХIХ в. в Бугульминском уезде многие татары подтверждали свое право на пользование земельными угодьями на правах собственников и получали сословное звание башкирцы.

Ризаэтдин Фахреддин (1859-1936)
Ризаэтдин Фахреддин (1859-1936)

Наверное, миграционной активностью и социальной мобильностью предков Ризаэтдина Фахреддина объясняется и то, что его родственные связи охватывали еще и следующие деревни Бугульминского уезда: Абдрахманово, Шугурово, Нижние Чершилы, Тайсуганово, Иштиряково (Бакирово). Сегодня это территория Альметьевского и Лениногорского районов Татарстана. Если прямая мужская линия рода Фахреддина связана с деревнями Каркали и Кичучат, то от остальных населенных пунктов исходят женские линии его шеджере.

Сам Ризаэтдин Фахреддин родился в деревне Кичучат 31 декабря 1858 г. в семье местного имама Фахреддина бин Сайфеддина. Официальной датой рождения было зарегистрировано 4 января 1859 г.

Из Васильсурска в Нижние Чершилы

Если предки Ризаэтдина Фахреддина появились в Закамье приблизительно в первой половине XVIII в., то предки его племянника, общественного деятеля и писателя Фатиха Карими переселились в Бугульминский край в 1775 г. из Васильсурского уезда Пензенской губернии (совр. Нижегородская область). Габделмуэмин вместе со своим сыном-подростком Каримом обосновался в деревне Нижние Чершилы. Именно там появился на свет в 1841 г. отец Фатиха – Гильман Ибрагимов (Карими).

Предки Гильман-ахуна переселились в Закамье из Васильсурского уезда (совр. Нижегородская область). Фото 1898 г.
Предки Гильман-ахуна переселились в Закамье из Васильсурского уезда (совр. Нижегородская область). Фото 1898 г.

Любопытно, что семья Гильмана-ахуна осознанно взяла новую фамилию. Для этого им пришлось выступить со специальным ходатайством и после долгих проверок, лишь 14 ноября 1898 г. они получили царский указ о присвоении семье Гильмана Ибрагимова фамилии Каримовы. Для них это было очень важно, т.к. Габделькарим являлся дедом Гильмана. Именно он в 11-летнем возрасте вместе со своим отцом переехал из Пензенской губернии в Нижние Чершилы. Очевидно, с ним семья Гильмана Карими связывала новый этап в истории рода и решила сохранить в качестве фамилии именно его имя.

Фатих Карими родился в деревне Миннибаево 18 марта 1870 г. Он стал одной из ключевых фигур татарского реформаторского движения начала ХХ столетия. Конечно, в становлении этой исторической личности большую роль сыграл его отец – Гильман-ахун из Бугульминского уезда.

Они стали Карими, а я хочу быть Юлдашевым

Супругой Гильман-ахуна была родная сестра Р.Фахреддина. Судя по всему, именно под влиянием Г.Карими, и Ризаэтдин Фахреддин захотел взять в качестве фамилии имя своего предка – Юлдаша. Уже после переезда в Оренбург, в начале ХХ в. редактор журнала "Шура" отправил прошение о своем желании взять фамилию Юлдашев в высшие инстанции власти. Однако его ходатайство не было удовлетворено царскими органами власти, оказалось, что документальных свидетельство не достаточно.

Так Ризаэтдин Фахреддин остался со своей старой фамилией: от имени своего отца Фахреддина, имама татарской деревни Кичучат.

Захоронения отца, матери и других родственников Ризы Фахреддина в татарском селе Кичучат, Альметьевский район Татарстана. Фото А.И. Ногманова.
Захоронения отца, матери и других родственников Ризы Фахреддина в татарском селе Кичучат, Альметьевский район Татарстана. Фото А.И. Ногманова.

Читайте также:

Знаменитые татарские деревни: Кәркәле авылы кайда?

Знаменитые татарские деревни: кряшенский остров Гарая Рахима

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц