31 декабря родился известный татарский просветитель Ризаэтдин Фахреддин, но зарегистрировали его только 4 января 1859 года. Это, конечно, не говорит о том, что в татарской деревне Кичучат в то время отмечали Новый год. Просто отец его - Фахреддин был имамом, метрики - всегда под рукой, вот и отложил на пару дней официальную регистрацию рождения долгожданного наследника.
На канале о татарской истории и культуре было бы неправильным оставить без внимания такую примечательную дату. Поэтому специально для вас - детали шеджере татарского энциклопедиста, а также эпизоды из истории некоторых татарских деревень Закамья.
Татарские населенные пункты Бугульминского уезда (совр. восток Татарстана) основаны, как правило, в XVII-XVIII вв. Усиление миграции было связано с дальнейшей колонизацией края и со строительством Новой Закамской засечной черты в 1730-х гг. Татарские переселенцы из Поволжья и из центральных губерний надеялись на лучшую долю, хотели избавиться от малоземелья и опасности христианизации. Бывшие ногайские кочевья, действительно, были некой вольницей.
Например, предки татарского просветителя Ризаэтдина Фахреддина прибыли в Закамье из Горной стороны, из деревни Ширдан (совр. Зеленодольский район Татарстана). Об этом писал сам ученый, упоминая и имя предка - Янгилда сын Кайбуллы. Действительно, в документах 1646 года по Свияжскому уезду (куда относилась деревня Ширдан) есть человек с таким именем, относился он к служилым татарам.
Сегодня существует несколько населенных пунктов с таким названием, рядом с татарскими Малым и Большим Ширданами (кстати, там же родился еще один татарский просветитель Каюм Насыри) есть и Русские Ширданы со старинной церковью. Поэтому опасения предков Р.Фахреддина по поводу христианизации были вовсе не беспочвенными.
Новым жителям Закамья стоило огромных усилий распашка ковыльных степей и каменистых предгорий, обустройство хозяйственной жизни. И даже в конце XIX в. крестьяне продолжали собирать со своих полей камни, все надеясь, увеличить урожайность земли.
Аналык-Каркали-Кичучат
Даже на этой территории переселенцы часто меняли место жительства. Это были связано с разными обстоятельствами. Иногда причиной было все то же крещение, которое настигло татар и в Закамье. Например, предки Ризаэтдина Фахреддина поселились сначала в деревне Аналык (совр. Татарстан, Лениногорский р-н, с. Федотовка). Однако основная масса жителей данной деревни впоследствии стала крещеными татарами.
Но не все жители Аналыка приняли новую веру, часть населения предпочла оставить с трудом обустроенные хозяйства. Они переселились в соседние татарские деревни: Каркали и Урдалу. Однако не забывали о своих предках, об их могилах. Так старожилы, еще в середине XX в. вспоминали о том, как до революции к старому кладбищу деревни Федотовка (Аналык) приходили старики из Урдала и читали там суры из Корана.
Предки Ризаэтдина Фахреддина тоже переехали из Аналыка в деревню Каркали (Лениногорский р-н, Татарстан). Но в 1747 году его пращур Юлдаш Ишкеев вместе с четырьмя сыновьями Аккулом, Бикметом, Мурадыном и Мухамметом снова сменил место жительства и окончательно обосновался в деревне Кичучат.
Юлдаш Ишкеев состоял уже тогда в тептярском сословии. Он был для своего времени обеспеченным человеком, являлся владельцем каменной водяной мельницы в Кичучате.
Ризаэтдин Фахреддин считал, что деревня Кичучат некоторое время даже называлась Юлдаш. Об этом ученый писал в своей автобиографии.
Сословные перемены в семье Ризы Фахреддина
Но материалы ревизских сказок по деревне Кичучат не подтверждают семейную легенду о названии Юлдаш. Единственная деревня Юлдашево, тоже основанная тептярями в конце XVIII в., находится в совр. Учалинском районе Башкортостана (бывш. Верхнеуральский уезд Оренбургской губернии). Может быть, некоторые предки Ризы Фахреддина дошли и до Зауралья.
При этом родовая усадьба семьи Ризаэтдина Фахреддина в Кичучате расположена на "Мишәр очы" ("Мишарская сторона"). Это еще раз подтверждает, что переселенцы из Ширдана сначала были служилыми татарами.
Но в Закамье они уже перешли в сословие тептярей. По данным 1762 г., мы видим, что жители Кичучата платили восьмигривенный оклад (налог) как тептяри и бобыли. Другая часть татарской деревни и в 1780-е гг. оставалась ясашными татарами.
После отмены кантонной системы управления в Оренбургской губернии, предки Ризаэтдина Фахреддина из сословия тептярей перешли в сословие башкир, которое сулило большие выгоды в земельном пользовании. Во второй половине ХIХ в. в Бугульминском уезде многие татары подтверждали свое право на пользование земельными угодьями на правах собственников и получали сословное звание башкирцы.
Наверное, миграционной активностью и социальной мобильностью предков Ризаэтдина Фахреддина объясняется и то, что его родственные связи охватывали еще и следующие деревни Бугульминского уезда: Абдрахманово, Шугурово, Нижние Чершилы, Тайсуганово, Иштиряково (Бакирово). Сегодня это территория Альметьевского и Лениногорского районов Татарстана. Если прямая мужская линия рода Фахреддина связана с деревнями Каркали и Кичучат, то от остальных населенных пунктов исходят женские линии его шеджере.
Сам Ризаэтдин Фахреддин родился в деревне Кичучат 31 декабря 1858 г. в семье местного имама Фахреддина бин Сайфеддина. Официальной датой рождения было зарегистрировано 4 января 1859 г.
Из Васильсурска в Нижние Чершилы
Если предки Ризаэтдина Фахреддина появились в Закамье приблизительно в первой половине XVIII в., то предки его племянника, общественного деятеля и писателя Фатиха Карими переселились в Бугульминский край в 1775 г. из Васильсурского уезда Пензенской губернии (совр. Нижегородская область). Габделмуэмин вместе со своим сыном-подростком Каримом обосновался в деревне Нижние Чершилы. Именно там появился на свет в 1841 г. отец Фатиха – Гильман Ибрагимов (Карими).
Любопытно, что семья Гильмана-ахуна осознанно взяла новую фамилию. Для этого им пришлось выступить со специальным ходатайством и после долгих проверок, лишь 14 ноября 1898 г. они получили царский указ о присвоении семье Гильмана Ибрагимова фамилии Каримовы. Для них это было очень важно, т.к. Габделькарим являлся дедом Гильмана. Именно он в 11-летнем возрасте вместе со своим отцом переехал из Пензенской губернии в Нижние Чершилы. Очевидно, с ним семья Гильмана Карими связывала новый этап в истории рода и решила сохранить в качестве фамилии именно его имя.
Фатих Карими родился в деревне Миннибаево 18 марта 1870 г. Он стал одной из ключевых фигур татарского реформаторского движения начала ХХ столетия. Конечно, в становлении этой исторической личности большую роль сыграл его отец – Гильман-ахун из Бугульминского уезда.
Они стали Карими, а я хочу быть Юлдашевым
Супругой Гильман-ахуна была родная сестра Р.Фахреддина. Судя по всему, именно под влиянием Г.Карими, и Ризаэтдин Фахреддин захотел взять в качестве фамилии имя своего предка – Юлдаша. Уже после переезда в Оренбург, в начале ХХ в. редактор журнала "Шура" отправил прошение о своем желании взять фамилию Юлдашев в высшие инстанции власти. Однако его ходатайство не было удовлетворено царскими органами власти, оказалось, что документальных свидетельство не достаточно.
Так Ризаэтдин Фахреддин остался со своей старой фамилией: от имени своего отца Фахреддина, имама татарской деревни Кичучат.
Читайте также:
Знаменитые татарские деревни: Кәркәле авылы кайда?
Знаменитые татарские деревни: кряшенский остров Гарая Рахима