Найти в Дзене
Ностальгия по СССР и 90-м

5 самых высокогорных трамвайных городов России

Оглавление
Златоустский трамвай имеет самый сложный рельеф в России
Златоустский трамвай имеет самый сложный рельеф в России

В городах России от Калининграда до Владивостока действуют порядка 60 трамвайных систем. Несмотря на то, что в каждом городе, даже находящемся у моря, может быть холмистый рельеф с подъемами и спусками, сегодня мы хотим вас познакомить с 5 городами, которые находятся максимально высоко над уровнем моря, и где курсируют трамваи.

Для сравнения, выше всех в России на высоте 1587 метров находится Кабардино-Балкарский город Тырныауз с населением 20 тыс.чел. посреди Кавказских гор всего в 40 километрах от Эльбруса. А отметку в 1000 метров смог преодеть лишь еще один город Теберда в соседней Карачаево-Черкесии.

Максимальные уклоны трамвайной линии более чем в 110 тысячных имеются в Усть-Катаве, где испытываются построенные на местном заводе трамваи. Однако пассажирское движение трамваев в городе не осуществляется.

В скобках указана высота над уровнем моря в центре города.

1.Владикавказ (670 метров)

Республика Северная Осетия - Алания

Трамвай в центре города
Трамвай в центре города

Одна из старейших трамвайных систем в России в 300-тысячном городе у подножия Кавказских гор со снежными вершинами, открытая еще в 1904 году, переживает сейчас не самые лучшие времена, но пока держится на плаву, в отличие от троллейбуса, который почил еще в 2011 году. Общая протяженность трамвайных путей - 27,8 км.

В городе сейчас работают 5 маршрутов, но в 1970-80е в период максимального развитие системы курсировало 10 маршрутов. Основной подвижной состав - подержанные Татры Т4 80-х годов выпуска, купленные б/у из Германии.

Несмотря на рекордную для России высоту города над уровнем моря, его рельеф преимущественно равнинный, поэтому крутых подъемов у трамвая здесь нет. Цена билета - какие-то 13 рублей.

2.Златоуст (550 метров)

Челябинская обл.

Златоустский трамвай имеет одни из самых крутых подъемов
Златоустский трамвай имеет одни из самых крутых подъемов

Это один из самых высокогорных городов на Южном Урале, где жилые кварталы из-за крутого холмистого рельефа находятся на высоте от 400 до 600 метров. В промышленном городе, находящемся на пути Транссиба и практически на стыке Европы и Азии, проживают примерно 164 тыс. жителей.

Трамваи в городе работают с 1934 года. Сейчас сеть в форме рогатки, по которой ходят 2 маршрута, имеет длину 22,7 км, соединяя ж/д вокзал, металлургический завод и жилмассивы. Здесь трамваи производства Усть-Катава КТМ-5, КТМ-8 и КТМ-19 преодолевают самые большие в России уклоны до 90 тысячных и оснащены специальными гребенками-тягунками. Только здесь электротранспорт на своем маршруте преодолевает немереное число холмов, а обилие спусков и подъемов делают поездку для неподготовленного туриста весьма экстремальной в стиле американских горок. Цена проезда - всего 20 руб.

В 2011 году трамвай прославился на всю Россию анекдотичным случаем, когда 15-летний школьник средь бела дня угнал на конечной вагон, поскольку фанател от транспорта и всегда хотел на нем покататься. Во время своей непродолжительной покатушки он даже подбирал на остановках ничего не подозревающих пассажиров.

3.Пятигорск (540 метров)

Ставропольский край

Пятигорский трамвай
Пятигорский трамвай

Трамвайная система - единственная во всем регионе, работающая с 1903 года. В Краевом центре Ставрополе ходят только троллейбусы. Система почти что 150-тысячного города-курорта Кавказских минеральных вод интересна тем, что на ней используется узкая колея 1000 мм, характерная для узкоколейных ж/д, которая в России сохранилась еще только в Калининграде и Евпатории. Еще одна местная особенность - цветные трафареты, где каждому номеру маршрута соответствует свой цвет.

Несмотря на высоту, город располагается на предгорной равнине у гор Машук и Бештау, поэтому особо крутых американских трамвайных горок здесь вы не найдете, разве что затяжной уклон почти 2 км на Февральской ул. у ж/д вокзала. Маршруты соединяют вокзал и ж/д платформы Пятигорска с жилыми районами, в т.ч. многочисленным частным сектором, следуя через многие достопримечательности города.

В настоящее время на улицах города работают 8 маршрутов общей длиной около 48 км. Парк вагонов в основном состоит из Татр Т4 б/у из Германии, а также узкоколейных КТМ-15 на базе КТМ-8. Стоимость поездки - 23 руб.

4.Улан-Удэ (520 метров)

Республика Бурятия

Трамваи Улан-Удэ
Трамваи Улан-Удэ

Трамвай в столице Бурятии с населением около 440 тыс.чел. появился в 1953 году и сейчас насчитывает 4 маршрута и 25 км путей. Сеть представляет из себя большое кольцо с небольшими ответвлениями от него, и в основном отделена от машин. Парк трамваев состоит из КТМ-5, КТМ-8, КТМ-19, а также новых низкопольных вагонов 71-911 City Star, и поддерживается в хорошем состоянии.

Город раскинулся во впадине в поймах рек Селенги и Уды, которая зажата между горных хребтов. Городские районы находятся на высотах от 500 до 800 метров, из-за этого на маршрутах имеются затяжные спуски с ограничением скорости до 15-20 км/ч. Цена проезда - 18 руб.

5.Усолье-Сибирское (440 метров)

Иркутская обл.

Трамвай Усолья-Сибирского
Трамвай Усолья-Сибирского

Небольшой промышленный город с населением 76 тыс.чел. недалеко от Иркутска стал одним из последних в СССР городов, где был открыт трамвай. Движение было запущено в 1967 году для подвоза рабочих к градообразующему химкомбинату. Сейчас в городе действуют 14 км линий и 4 маршрута. Трамвайные пути отделены от проезжей части. Город является одним из самых маленьких по населению, где действует трамвай.

Рельеф города, который разместился в долине реки Ангара, равнинный, несмотря на расположение высоко относительно уровня моря.

Основной парк вагонов составляют КТМ-5, а также б/у КТМ-19 из Москвы. Цена проезда - 23 руб.

Понравилось? 👍 Ставь лайк, сделай репост в соцсетях!

☑️ Подпишись на наши новые статьи в ленте Дзена!

Читай также: 5 городов России с самой длинной трамвайной сетью