В городах России от Калининграда до Владивостока действуют порядка 60 трамвайных систем. Несмотря на то, что в каждом городе, даже находящемся у моря, может быть холмистый рельеф с подъемами и спусками, сегодня мы хотим вас познакомить с 5 городами, которые находятся максимально высоко над уровнем моря, и где курсируют трамваи.
Для сравнения, выше всех в России на высоте 1587 метров находится Кабардино-Балкарский город Тырныауз с населением 20 тыс.чел. посреди Кавказских гор всего в 40 километрах от Эльбруса. А отметку в 1000 метров смог преодеть лишь еще один город Теберда в соседней Карачаево-Черкесии.
Максимальные уклоны трамвайной линии более чем в 110 тысячных имеются в Усть-Катаве, где испытываются построенные на местном заводе трамваи. Однако пассажирское движение трамваев в городе не осуществляется.
В скобках указана высота над уровнем моря в центре города.
1.Владикавказ (670 метров)
Республика Северная Осетия - Алания
Одна из старейших трамвайных систем в России в 300-тысячном городе у подножия Кавказских гор со снежными вершинами, открытая еще в 1904 году, переживает сейчас не самые лучшие времена, но пока держится на плаву, в отличие от троллейбуса, который почил еще в 2011 году. Общая протяженность трамвайных путей - 27,8 км.
В городе сейчас работают 5 маршрутов, но в 1970-80е в период максимального развитие системы курсировало 10 маршрутов. Основной подвижной состав - подержанные Татры Т4 80-х годов выпуска, купленные б/у из Германии.
Несмотря на рекордную для России высоту города над уровнем моря, его рельеф преимущественно равнинный, поэтому крутых подъемов у трамвая здесь нет. Цена билета - какие-то 13 рублей.
2.Златоуст (550 метров)
Челябинская обл.
Это один из самых высокогорных городов на Южном Урале, где жилые кварталы из-за крутого холмистого рельефа находятся на высоте от 400 до 600 метров. В промышленном городе, находящемся на пути Транссиба и практически на стыке Европы и Азии, проживают примерно 164 тыс. жителей.
Трамваи в городе работают с 1934 года. Сейчас сеть в форме рогатки, по которой ходят 2 маршрута, имеет длину 22,7 км, соединяя ж/д вокзал, металлургический завод и жилмассивы. Здесь трамваи производства Усть-Катава КТМ-5, КТМ-8 и КТМ-19 преодолевают самые большие в России уклоны до 90 тысячных и оснащены специальными гребенками-тягунками. Только здесь электротранспорт на своем маршруте преодолевает немереное число холмов, а обилие спусков и подъемов делают поездку для неподготовленного туриста весьма экстремальной в стиле американских горок. Цена проезда - всего 20 руб.
В 2011 году трамвай прославился на всю Россию анекдотичным случаем, когда 15-летний школьник средь бела дня угнал на конечной вагон, поскольку фанател от транспорта и всегда хотел на нем покататься. Во время своей непродолжительной покатушки он даже подбирал на остановках ничего не подозревающих пассажиров.
3.Пятигорск (540 метров)
Ставропольский край
Трамвайная система - единственная во всем регионе, работающая с 1903 года. В Краевом центре Ставрополе ходят только троллейбусы. Система почти что 150-тысячного города-курорта Кавказских минеральных вод интересна тем, что на ней используется узкая колея 1000 мм, характерная для узкоколейных ж/д, которая в России сохранилась еще только в Калининграде и Евпатории. Еще одна местная особенность - цветные трафареты, где каждому номеру маршрута соответствует свой цвет.
Несмотря на высоту, город располагается на предгорной равнине у гор Машук и Бештау, поэтому особо крутых американских трамвайных горок здесь вы не найдете, разве что затяжной уклон почти 2 км на Февральской ул. у ж/д вокзала. Маршруты соединяют вокзал и ж/д платформы Пятигорска с жилыми районами, в т.ч. многочисленным частным сектором, следуя через многие достопримечательности города.
В настоящее время на улицах города работают 8 маршрутов общей длиной около 48 км. Парк вагонов в основном состоит из Татр Т4 б/у из Германии, а также узкоколейных КТМ-15 на базе КТМ-8. Стоимость поездки - 23 руб.
4.Улан-Удэ (520 метров)
Республика Бурятия
Трамвай в столице Бурятии с населением около 440 тыс.чел. появился в 1953 году и сейчас насчитывает 4 маршрута и 25 км путей. Сеть представляет из себя большое кольцо с небольшими ответвлениями от него, и в основном отделена от машин. Парк трамваев состоит из КТМ-5, КТМ-8, КТМ-19, а также новых низкопольных вагонов 71-911 City Star, и поддерживается в хорошем состоянии.
Город раскинулся во впадине в поймах рек Селенги и Уды, которая зажата между горных хребтов. Городские районы находятся на высотах от 500 до 800 метров, из-за этого на маршрутах имеются затяжные спуски с ограничением скорости до 15-20 км/ч. Цена проезда - 18 руб.
5.Усолье-Сибирское (440 метров)
Иркутская обл.
Небольшой промышленный город с населением 76 тыс.чел. недалеко от Иркутска стал одним из последних в СССР городов, где был открыт трамвай. Движение было запущено в 1967 году для подвоза рабочих к градообразующему химкомбинату. Сейчас в городе действуют 14 км линий и 4 маршрута. Трамвайные пути отделены от проезжей части. Город является одним из самых маленьких по населению, где действует трамвай.
Рельеф города, который разместился в долине реки Ангара, равнинный, несмотря на расположение высоко относительно уровня моря.
Основной парк вагонов составляют КТМ-5, а также б/у КТМ-19 из Москвы. Цена проезда - 23 руб.
Понравилось? 👍 Ставь лайк, сделай репост в соцсетях!
☑️ Подпишись на наши новые статьи в ленте Дзена!
Читай также: 5 городов России с самой длинной трамвайной сетью