Большинство электрогитар сегодня имеют 22 лада. На классических гитарах традиционно всего 19 ладов, и у большинства их них на сегодня так и есть. У телекастеров Фендер традиционно был 21 лад (хотя у многих нынешних их 22).
Некоторые гитары имеют более 24 ладов. Например, у ESP на картинке ниже 27 ладов.
Очевидно, что чем больше ладов, тем более высокие звуки можно взять. Так почему же не на каждой гитаре есть 24 лада (или 27, или больше)?
- На акустической гитаре гриф не должен закрывать резонаторное отверстие. Есть также практические пределы того, насколько далеко большинство исполнителей хотят и могут зайти.
- Ноты, расположенные очень высоко на грифе, имеют тенденцию давать плохой тон и сустейн на акустических инструментах и просто не используются в музыке слишком часто.
- На электрогитаре, чтобы получить 24 (или больше) лада, вам нужно переместить звукосниматель ближе к бриджу, изменив его звук. В большинстве случаев звук от этого станет хуже.
- Популярные конструкции гитар (большинство Фендеров, большинство Гибсонов и так далее) просто не были рассчитаны на 24 лада. Для добавления большего количества ладов требуется удлинить гриф или сделать другие модификации дизайна. Это, конечно, можно сделать, но вы потеряете экономичность, и расходы на производство возрастут. При прочих равных условиях, в общем, чем больше ладов, тем выше стоимость сборки инструмента.
В целом, количество ладов — это некий компромисс, и большинству исполнителей просто не нужно больше 22 ладов.
По материалам публикации (англ.).
Из комментариев
Заглянув в историю Фендер, вы обнаружите, что до 70-х годов стандартом был 21 лад, на множестве моделей.
***
22 лада отлично подходят для большинства музыкантов, однако для солистов наличие двух дополнительных ладов может иметь большое значение. Моей любимой гитарой последние 4 или 5 лет была PRS DGT, но из-за желания получить больше ладов я специально купил вариант «Custom 24». Теперь я не могу вернуться! Звук другой, но неплохой. Это компромисс — просто решите, что для вас как игрока наиболее важно.
***
Это просто дизайнерское решение. Во многих случаях высокие лады действительно не нужны. Откровенно. Ноты на такой высоте звучат не слишком хорошо.
В 80-х годах гитарные компании пытались добавлять всё больше и больше ладов, чтобы выделиться. Кажется, были модели до 36 ладов. Это было нелепо. На самом деле эти лады никто не использовал.
Лично я обнаружил, что гитары с 21 ладом кажутся немного «ограниченными», гитары с 22 ладами работают хорошо. 24 лада — это нормально. Но вы теряете в звуке, потому что расположение звукоснимателей смещено.
***
По мнению некоторых, положение звукоснимателя на электрогитаре, которое даёт оптимальный звук, находится именно там, где должен был бы находиться 24-й лад. Некоторые дизайнеры решают, что лучше сделать 24-й лад и пожертвовать звуком.
***
Чем ближе звукосниматель к середине грифа, то есть к XII ладу, тем более «тёплым» будет его звук. Чем ближе звукосниматель к бриджу, тем больше у него яркости (обертонов).
Вы должны спросить себя, что для вас важнее, два дополнительных лада или более широкий тональный спектр инструмента. Готовы ли вы потерять некоторую фундаментальную «теплоту» ради дополнительных ладов? Часто ли вы играете на ладах 23 и 24? Вам придётся выбрать.
У меня есть гитара на 24 лада, и мне очень неприятно, что мой звукосниматель не обладает той теплотой, которой я хотел бы. Я никогда не играю выше 20 лада, поэтому я больше не буду покупать гитару с 24 ладами. Но для людей, которые хотят играть на ладах 23 и 24, это, вероятно, будет выгодным компромиссом.
Ключевой вывод заключается в том, что с гитарами всегда возникает компромисс. Если есть сомнения, безопаснее использовать проверенные временем концепции, чем новые модные особенности.