Этого художника-реалиста потомки помнят прежде всего как автора первого произведения русского импрессионизма, "Девочки с персиками". Любимый ученик Репина, самый популярный портретист эпохи, передвижник, – в новом веке он стал мастером нового стиля, модерна. Он казался мрачным и замкнутым человеком – но еще в молодости решил: "хочу отрадного и буду писать только отрадное!"
Не доучившись в Академии и набравшись впечатлений в поездке по Европе, вчерашний студент Серов в очередной раз приезжает в Абрамцево. Здесь, летом 1887-го, он пишет свой главный хит – «Девочку с персиками». Модель – Вера Мамонтова, дочь хозяина дома.
Маленькая Вера становится героиней полотен сразу нескольких великих художников, гостивших в Абрамцеве. Дочку хозяина имения, Саввы Морозова, пишет Репин. Врубель придает ее черты Снегурочке. У Аленушки Васнецова – ее глаза. Но все же Вера Мамонтова останется в истории искусства как «Девочка с персиками».
Чтобы остановить мгновенье и запечатлеть девочку такой, какой он увидел ее в один из летних дней, Серову понадобится больше месяца работы. Не случайно на картине за окном – уже осень. Художнику – 22 года, он всего на десять лет старше модели. Только дружба с Верочкой позволяет Серову закончить эту работу: энергичную девочку очень трудно заставить часами позировать художнику. Уговорить непоседу сидеть удается только обещаниями конных прогулок. Серов старается добиться «свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах». Но именно для этого нужно множество ежедневных сеансов. "Измучил ее, бедную, до смерти", – скажет автор.
Увидев портрет Веры Мамонтовой, Павел Третьяков первым предскажет "большую дорогу" молодому Серову, но эту картину Мамонтовы продавать не собираются. Портрет Веры – подарок художника семье – будет находиться в Абрамцеве вплоть до революции. При новой власти, как и многие русские дворяне, Мамонтовы будут вынуждены продавать шедевры своей коллекции: и только тогда «Девочка с персиками» достанется Третьяковской галерее.
Из книги:
Передвижники. Художники-передвижники и самые важные картины конца XIX – начала XX века
Подробнее: