В истории России, да чего уж там, во всей мировой истории, моим любимым веком был и остаётся век XIX. Про современность я молчу. Несмотря на всю уникальность века настоящего, я, как и многие люди на планете, либо не ценю и не замечаю того, что имею, либо ценю это в половину положенного. Предыдущий век отталкивает меня ограниченным набором событий. Все столетие — это десяток общемировых происшествий. Да, они огромны, и жизни вполне может не хватить на их изучение. Проблема в том, что если тебе эти события не интересны, то и сам век не будет интересен. Девятнадцатое столетие — столетие иное. Наверное, где-то там мировая история взяла направление к сегодняшнему дню. О темной стороне этого столетия и пойдет сегодня речь.
Проверка популярностью
Роман «Петербургские трущобы» был опубликован Всеволодом Крестовским в течении 1864-1866 годов. Пользовался бешеной популярностью, обсуждался, но в последствии был забыт. Периодически издавался в СССР. С переменным успехом и в современной России. Более того, по книге сняли один многосерийный фильм и целый сериал. Признаюсь, этого мало для такой богатой на сюжеты книги. Но обо всем по порядку.
Единственная причина забвения этого произведения в том, что оно написано тяжелым языком и представляет собой увесистый томик в тысячу страниц. Целые главы из романа могли бы составить собой книгу-дополнение к основному тексту. Эдакая краеведческая, историческая справка для фанатов. Однако, мы имеем неоднородный по своему характеру и темпу текст. Авантюрное повествование, несущее читателя по грязи, то и дело увязает в болотах справочной информации. История того, история другого; описание этого, описания того... Нет, все это может присутствовать в романах. Необходимо только соблюдать меру и следить за гармоничным сочетанием различных элементов в тексте. Иногда складывается ощущение, что Крестовский писал на одном столе две разные книги и во время работы случайно их перемешал. Обратно разделить не вышло и отправил как есть. С другой стороны, в мире, который не ведал информационного пресыщения сегодняшнего дня, это могло составлять изюминку романа. Там где сегодня в повествование погружают статикой, крупными планами и прочими приемами, тогда пользовались обширными, обильными, тучными описаниями. Важно помнить во время чтения, что книга написана для человека позапрошлого века. Запаситесь терпением на моменты, когда история уходит в сторону справки и вязнет в ней. Ловите внимание, и набирайтесь сил для нового забега в сторону финала.
В свете вышесказанного, что же мы имеем? «Петербургские трущобы» — эталонный бестселлер. И это проблема, так как данные книги популярны и актуальны в очень ограниченном временном промежутке. Они редко пополняют собой классический пантеон. Простите за пример, но разве «Метро 2033» Глуховского когда-нибудь станет классикой русской литературы? Никогда.
Оговорюсь. Я погорячился сравнивая две книги в абсолютно разных весовых категориях. И среди бестселлеров есть свои градации. В данном случае, для Глуховского огромная честь упоминаться в одном абзаце с Крестовским.
Тысячестраничный роман Достоевского «Братья Карамазовы» будут читать еще не одну сотню лет. Все потому, что к нему прибегают не за эмоцией, не для щекотки нервов или интересного времяпрепровождения, а за чем-то сверхчеловеческим, за чем-то религиозным, за тем, что называется «смыслом». Люди будут «бороться» с описаниями и с медленно раскачивающимся сюжетом, но они будут понимать зачем и ради чего они это «терпят». В случае с «Петербургскими трущобами» встаёт большой вопрос о целесообразности потраченного времени, о целесообразности «борьбы» с текстом, о целесообразности какого-либо поиска. Повторюсь, это не делает книгу плохой или вообще не стоящей внимания. Я лишь пытался найти причину, по которой роман забыт. Нашёл.
Как в кино
Хоть роман и не вошёл в золотой пантеон русской классической литературы, но периодически будет всплывать из глубин забвения. Несмотря на свои недостатки, «Петербургские трущобы» дают такое огромное количество сюжетов, что натурально отвисает челюсть. Льва Толстого попрекают тем, что он такие серьезные темы растрачивает на рассказы. Нет бы романы писать! Всеволод Крестовский пошёл дальше и все свои идеи, темы и сюжеты уместил в один огромный роман. И получилось здорово! Мало того, что основной сюжет романа построен на удивительных случайностях, так и второстепенные события не отстают в своей авантюрности. Повествование растянуто во времени, между событиями проходят десятки лет. Читатель постоянно путешествует из настоящего в прошлое. Сюжет нелинейный. Разве я не могу сравнить это с киноязыком Тарантино? Зарисовки из жизни уголовного мира полны комизма, что сильно напомнит сегодняшнему читателю лучшие фильмы Гая Ричи. Вишенка на торте — безумные повороты, хитросплетения и интриги основной сюжетной линии. «Игра престолов», не иначе. Роман «Петербургские трущобы» очень кинематографичен и прямо-таки напрашивается на то, чтобы его растащили на киноцитаты. Лучше даже не цитировать, а прямо эксплуатировать его сюжетное богатство. Это бездонный колодец, уверяю вас.
Трущобы ради трущоб
Что ж, роман вас заинтересовал. Вы не боитесь его объема и готовы погрузиться в увлекательное путешествие. Не забудьте резиновые сапоги, плащ и какой-нибудь дыхательный аппарат. Вы отправитесь в бездны человеческого падения и порока.
Сколько было воды пролито о смаковании Достоевским человеческого страдания! Все попусту, потому что Крестовский натурально его в этом превзошёл. Скажу понятнее: то, что для Достоевского лишь инструмент, для Крестовского есть цель. В «Петербургских трущобах» описано все — детская проституция, проституция, индустрия эксплуатации нищих и калек, продажа и эксплуатирование младенцев, воровство, убийство, мошенничество и так далее и тому подобное. В этой книге вы изучите все грани и профессии уголовного мира. От самых низов, от натуральных отбросов общества, до великосветских пупов-интриганов. Более того, чуть ли не впервые в русской литературе даётся толкование и разбор блатной фени. Вы удивитесь как много из того воровского жаргона используется нами сейчас. Работа тут проделана колоссальная. В этом я отдаю должное тяге Крестовского к дотошным справкам и пояснениям.
И еще немного о Достоевском. Вероятнее всего Крестовский был с ним знаком не только через тексты, но и лично. Я вижу некое подражание последнего первому. Например, существует сцена у ростовщика, которая может показаться отсылкой к «Преступлению и наказанию». Но вот беда, роман Достоевского был опубликован в 1866 году, когда публикация «Петербургских трущоб» уже была завершена. Конечно, существуют варианты при которых возможно подражание или цитирование Крестовским Достоевского, но это надо углубляться в биографии обоих авторов и тех людей, что их окружали. Эх, мне бы знать «Бедных людей», «Униженных и оскорбленных», «Записки из Мертвого дома», «Записки из подполья», тогда бы я конкретней написал на сей счёт. Сейчас могу сказать только одно — подражание Достоевскому есть.
Стоит ли читать?
Заслуженно популярная в своё время книга, будет интересна и сегодня. Не в том же самом смысле, а по большей части, как исторический срез определенного времени и определенного круга. По книге можно снимать фильмы и сериалы, устраивать экскурсии по Санкт-Петербургу (о, вот на этой самой улице били пьяную девку!), учиться блатной фене. Однако, самое важное ведь то, чего вы в этой книге не найдёте: примеров для подражания, большой идеи и смысла. «Петербургские трущобы» — это роман, который написан, чтобы пощекотать нервы, порассуждать о поднятых в нем проблемах среди друзей, на худой конец, занять своё время. Здесь есть несколько очень сильных моментов, наполненных подлинно-христианским смыслом, но они не завершают собой историю, а просто теряются в огромном объёме повествования. Это не финал, не мораль ради которой и писался роман. Просто еще несколько событий в определенной цепочке. Так уж получилось, что положительные. Финал производит давящее впечатление. Такое ощущение, что история не кончилась. Всепрощение не ставит точку, смерти персонажей тоже, а некоторые личности и вовсе растворяются в воздухе, оставив после себя лишь пространное описание (иногда не оставляют и их). Хотелось бы более конкретного и впечатляющего завершения истории. Даже странно, что книга так заканчивается.
Однозначно рекомендовать эту книгу я не могу. Читать для развлечения — можно. Читать для изучения того Санкт-Петербурга, темной стороны того времени — нужно. Читать ли вообще — вопрос о наличии свободного времени и целесообразности длительного погружения в роман. Ведь если вы пришли в «Петербургские трущобы» в поисках ответов на «проклятые» вопросы русской жизни, то спешу сообщить — здесь не то что ответов не найти, а даже и сами вопросы не ставятся.
Контакты:
Ютуб – разговорный жанр; обо всем, чему не нашлось места в остальных соц. сетях.
Яндекс.Дзен – сухая выжимка, только статьи.
Инстаграм – татуировка и ей сопутствующее; личная жизнь и быт.
Телеграм – агрегатор всех соц. сетей.
Поддержать поступком:
Вы всегда можете подписаться на уведомления сообщества, рассылку материалов или выразить поддержку материально.
Яндекс.Деньги — 4100 1703 6817 712
QIWI — +7 977 340 65 97