В 2014 году я уволилась из компании, где работала менеджером по внешнеэкономической деятельности и по совместительству переводчиком, и решила, что буду преподавать английский. Муж посоветовал открыть ИП, снять небольшой кабинет, дать рекламу и работать на себя. Родители говорили, что в нашем маленьком городе я не смогу найти клиентов, мои расходы на аренду, налоги и пенсионные взносы будут превышать доходы. Одним словом, они настаивали на том, чтобы я шла работать в школу.
Вот уже 6 лет я работаю на себя и считаю, что сделала правильный выбор. Я не хочу работать в школе. Я знаю, что в школе очень нужны молодые и грамотные специалисты и понимаю, что могла бы приносить пользу детям. Но работа в том формате школы, какой существует на данный момент в нашей стране, идёт в разрез с моими педагогическими принципами. Рассказываю, почему многие молодые преподаватели, как я, отказываются идти преподавать в государственные средние общеобразовательные учебные заведения .
Программа и расписание
Больше всего в своей работе я люблю свободу выбора. Я сама решаю, в какие дни и какое время мне удобнее работать. Я сама выбираю учебники для своих учеников. Я люблю пробовать новое и экспериментировать. Иногда вовсе отказываюсь от учебников, порой комбинирую материалы из разных пособий и зачастую упражнения разрабатываю сама. Школьная программа связывает преподавателей по рукам и ногам. В школе я не смогу работать по пособиям , которые мне нравятся. Я не смогу отказаться от предписанного методистами школьных учебников подхода и делать то, что считаю нужным. Наконец, в школе мне придётся соблюдать учебный план и идти вперёд по программе, не взирая на то, готовы ли дети к этому или нет. Эти крысиные бега меня не устраивают. Я считаю, что задача преподавателя научить ребёнка, а не отчитаться о проделанной работе.
Система, которая доказала свою неэффективность
Салман Хан, американский преподаватель и предприниматель, основатель онлайн академии Хана, вошедший в 2012 году в список 100 наиболее влиятельных людей по мнению журнала Time, в своём TED выступлении рассказывает о том, в чём беда школьного подхода к обучению. Речь идёт об образовании в США, но наша российская система образования тоже грешит этим. Современная школа проверяет знания детей, выставляя детям оценки за их работу, а затем вне зависимости от того три это или пять, все вместе дальше переходят к новой теме. Что мы имеем как результат? Низкий уровень компетенции всего класса. Сильным детям в школе быстро становится скучно и они теряют интерес к обучению, слабые дети бегут по школьной программе, стараясь поспеть за основной массой.
Логично, говорит Салман Хан, было бы дать каждому ребёнку возможность работать в своём темпе, переходя к новым темам только после того, когда учащийся на 100% освоит тему. Когда наша система образования создавалась, сделать это было технически сложно. Но сейчас на дворе 2020 год. Мы живём в мире технологий, а обучаем детей так же, как 30 лет назад. Мы безнадёжно отстали. Когда я думаю об этом, мне становится грустно. Работать в такой школе я не хочу.
Бумажная волокита
Недавно встретила своего классного руководителя. Спросила её, как теперь обстоят дела в школе. Культ макулатуры как никогда силён. Раньше учителя писали отчёты, планы и кучу других им ненужных бумажек от руки, теперь печатают на компьютере. Знаете какой сегодня лучший подарок учителю на 8 марта? Пачка бумаги. Откуда у учителя будут силы и время на подготовку к уроку, когда он должен еженедельно сдавать кипу отчётных бумаг? Неудивительно, что у многих молодых и подающих надежды преподавателей быстро наступает выгорание и они бегут из школы.
Размеры классов
Я много лет работаю с группами и как преподаватель знаю, что занятия эффективнее всего проходят в группах из 2-3 человек. Язык - это не химия. Детям на уроках иностранного языка нужно общаться. Учитель должен мониторить такую работу. Я преклоняюсь перед коллегами, которые самоотверженно трудятся в школах и пытаются несмотря на все трудности обучать детей языку. Но языковые группы должны быть меньше! Пусть не по 3 человека, но хотя бы по 10. Почему наши дети так плохо знают английский? Потому что невозможно изучать и преподавать язык, когда в классе 25 учеников и каждому необходимо уделить внимание. Дело не в том, что у нас в стране плохие преподаватели или какие-то неправильные дети, у нас просто подход неверный. Нужно создавать благоприятные условия для детей и преподавателей. Тогда прогресс будет налицо. До этих пор преподавать в школе для меня выше моих сил. Я не могу и не хочу бороться с системой. Поэтому я преподаю язык в частном порядке как репетитор и как могу помогаю тем детям, которые приходят ко мне за помощью и знаниями.
Спасибо за внимание! Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и не забывайте ПОДПИСЫВАТЬСЯ!