Найти тему
Журнал «Ватандаш»

ЗОЛОТЫЕ ОЛЕНИ ЕВРАЗИИ В РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ МУЗЕЯХ

Оглавление

В регионе Урало-Поволжья одним из крупных хранилищ историко-культурных памятников является Музей археологии и этнографии, который функционирует при Институте этнологических исследований имени Р.Г.Кузеева Уфимского федерального исследовательского центра РАН. В настоящее время здесь хранится более 250 тысяч артефактов по древнейшей, древней и средневековой истории Южного Урала, а также более трёх тысяч экспонатов по традиционной культуре восточнославянских, тюркских, финно-угорских и других народов края. Значительная их часть хранится в фондохранилищах, а другая выставлена в экспозициях. Особое место в фондах музея занимает коллекция находок из Филипповских курганов прохоровской (раннесарматской) культуры (IV в. до н.э. – IV в. н.э.).

Материалы Филипповского курганного могильника, находящегося около с.Филипповка Илекского района Оренбургской области на правобережье р.Урал, в фонды музея поступили благодаря раскопкам археологов Института истории, языка и литературы под руководством А.Х.Пшеничнюка. В 1986–1990 годах в течение пяти полевых сезонов учеными были исследованы 17 курганов из 26. В результате раскопок было обнаружено более 7 тысяч предметов, из которых значительную часть представляют высокохудожественные изделия, изготовленные из золота и серебра. Особенно богатым на находки оказался центральный, или «царский» курган №1, предоставивший исследователям уникальную коллекцию вещей из драгоценных металлов, в числе которых оказались 26 деревянных фигур оленей, обитых золотыми листами, многочисленные золотые обкладки деревянной посуды, украшения и нашивки (более 600 предметов).

Находки Филипповских курганов обрели всемирную известность не только благодаря своей уникальности, но и широкому их показу на выставках. В 2000–2004 годах они вместе со скифскими раритетами из фондов Государственного Эрмитажа с огромным успехом экспонировались в Нью-Йорке, Милане, Санкт-Петербурге, Уфе и Москве на выставке «Золотые олени Евразии».

Обложка каталога выставки в Нью-Йорке. 2000 г.
Обложка каталога выставки в Нью-Йорке. 2000 г.

Первый опыт показа сарматской коллекции в Музее археологии и этнографии

Когда коллекция артефактов Филипповских курганов после завершения камеральной обработки поэтапно была передана на хранение в археологические фонды Музея археологии и этнографии (далее – МАЭ), никто еще не планировал ее широкий показ на выставочных площадках. Во-первых, коллекцию надлежало еще раз тщательно перепроверить и попредметно внести в документы музейного учета [1]. Во-вторых, предметы из драгметаллов должны были пройти процедуру опробования в Поволжской государственной инспекции пробирного надзора. В-третьих, подавляющая часть найденных предметов нуждалась в проведении скрупулезных реставрационно-консервационных работ. К экспонированию были пригодны лишь считанные единицы. В-четвертых, у коллектива музея к тому времени не было достаточного опыта по организации выездных выставок.

Тем не менее интерес к сарматским древностям из Филипповских курганов был огромный. Всем, кто был осведомлен о поступлении коллекции в музей, непременно хотелось увидеть ее своими глазами. Поэтому во время республиканских, всероссийских, международных конференций и других крупных мероприятий, которые проходили в г.Уфе, Раилю Гумеровичу Кузееву, в то время директору МАЭ, приходилось выдерживать шквал телефонных звонков с просьбами дать разрешение на ее показ хотя бы в стенах спецхрана, который к тому времени был оборудован в небольшом коридоре служебного крыла музея. Потом, когда молва об уникальной коллекции из «царских курганов» Филипповки разнеслась еще шире, в музей стали наведываться зарубежные гости, которые приезжали в столицу республики. Поначалу Наталья Георгиевна Рутто, исполнявшая должность хранителя археологических фондов, вещи из Филипповки показывала исключительно в помещении спецхрана. Это ей стоило немалых трудов: нужно было получить у директора письменное разрешение, созвониться с круглосуточным пультом вневедомственной охраны и снять спецхран с сигнализации, составить акт вскрытия помещения, снять пломбы с банковских сейфов и извлечь предметы коллекции. А потом, после показа артефактов, все это проделывать в обратной последовательности. Бывало, что Наталье Георгиевне такие «презентации» за день приходилось устраивать по несколько раз. Особенно тяжело приходилось, когда в Уфе проходили научные симпозиумы с участием археологов и историков, потому что каждый из них считал своим долгом увидеть знаменитую сарматскую коллекцию. В фонды музея со своими коллегами часто наведывался и А.Х.Пшеничнюк – первооткрыватель артефактов.

Ажиотаж вокруг коллекции нарастал. Стало ясно, что нужно чтото предпринять, чтобы показать эти раритеты широкой публике. Так, спустя некоторое время руководством музея было принято решение спроектировать из имеющихся материалов хотя бы небольшую временную выставку и включить ее в общую музейную экспозицию. В начале 1990-х годов музей был закрыт на переэкспозицию, которая растянулась на два года. Воспользовавшись этим, творческая группа, работавшая над обновлением археологической части музея, решила включить сарматские древности в экспозицию МАЭ. Для их показа в зале временных выставок был выделен типовой музейный шкаф. Зал временных выставок представлял собой небольшую нишу в узком коридоре-переходе, который соединял экспозиционные залы музея. Основной костяк выставки составила небольшая коллекция вещей, которая прошла реставрацию во Всероссийском НИИ реставрации (ГосНИИР) в 1990–1991 годах. По условиям договора между ИИЯЛ и ГосНИИР, предпринятого по инициативе А.Х.Пшеничнюка, из коллекции были отреставрированы 3 предмета: серебряный ритон с протомой быка, серебряный кувшин с туловом, инкрустированный гори зонтальными полосками золота и одна двухплоскостная скульптура оленя. Кроме этого, реставраторами были изготовлены с некоторых предметов гальванокопии: одноплоскостная фигура золотого оленя, накладки в виде лежащих оленей, реконструкции сосудов с оковками в виде животных и т.д. [2, с.12]. Однако для выставки, ставившей своей целью отразить искусство древних кочевников во всем разнообразии, этих предметов было явно недостаточно. Поэтому, кроме перечисленных выше предметов, в состав выставки, получившей название «Сокровища сарматских курганов», были включены артефакты, которые хорошо сохранились и были пригодны для экспонирования. Это – полусферическая подставка с изображениями животных и птиц, накладки в виде фигуры архара, золотая двуручная амфора, золотая чаша с петлей, сбруйная бляха (фалар) из бронзы, ручка сосуда в виде скульптурного изображения противолежащих архаров, накладки с изображением сцены противоборства верблюдов, глиняная фляга округлой формы, глиняный кувшин и др. Дополнительно в этот перечень были включены многочисленные оковки и накладки на посуду из золота, выполненные в «зверином стиле», а также женские украшения: височные подвески, зеркало, бусины и т.д. Всего на выставке демонстрировалось 73 экспоната. Авторами выставки выступили А.Х.Пшеничнюк и Н.Г.Рутто. Большую помощь в разработке проекта экспозиции и ее монтаже оказал доктор исторических наук, профессор Е.К.Миннибаев.

Обложка каталога выставки в Санкт-Петербурге. 2001 г.
Обложка каталога выставки в Санкт-Петербурге. 2001 г.

Впервые выставка «Сокровища сарматских курганов» посетителям и гостям музея была продемонстрирована на открытии второй постоянной экспозиции МАЭ в июне 1992 года. По сути она явилась самым первым и официальным представлением сарматских древностей уфимской публике, хотя и в усеченном виде. Однако, несмотря на свою привлекательность и востребованность, данная выставка для широкой публики оставалась недоступной и почти неизвестной. Потому что в то время музей не обладал достаточными средствами, чтобы закупить специальное музейное оборудование для постоянной демонстрации предметов из драгоценных металлов. Поэтому находки из Филипповки приходилось показывать в малоприспособленном для этого экспозиционном шкафу, а по окончании рабочего дня изымать их и с великой осторожностью препровождать обратно в спецхран. Бесконечно долго рисковать таким показом музейных ценностей руководство музея не могло. Поэтому в целях обеспечения сохранности и безопасности артефактов Р.Г.Кузеевым было принято решение показывать выставку сарматских древностей только один раз в неделю и обязательно в присутствии сотрудников милиции. Один пост милиции находился около входа в музей, другой – непосредственно рядом с выставкой. Однако эта инициатива оказалась дорогим удовольствием, потому что за привлечение милицейской охраны приходилось платить немалые деньги. В итоге выставка стала экспонироваться лишь по определенным дням: в Международный день музеев (18 мая), а также тогда, когда посещение музея включалось в программу пребывания гостей столицы и республики, в том числе зарубежных делегаций.

А дальше стали развиваться почти драматические события, которые чуть было не привели к утрате коллекции. 18 декабря 1992 г. Институт истории, языка и литературы УНЦ РАН и президент Межотраслевого концерна «Межторг» подписали «Соглашение о совместной деятельности», которое предусматривало передачу сарматской коллекции концерну для организации российских и международных выставок. Кроме выставок, было запланировано также издание каталогов, альбомов, буклетов и различной рекламной продукции. 24 февраля 1993 г., в соответствии с соглашением и приказом ИИЯЛ УНЦ РАН №5/1252 от 23 февраля 1993 г., концерну «Межторг» по акту было передано 158 наиболее раритетных предметов сарматской коллекции. Однако в дальнейшем обещанная работа по организации выставки приостановилась. Концерн не только не выполнил ни одного пункта соглашения, но и в скором времени перестал выходить на связь. Когда президиум Уфимского научного центра РАН настойчиво стал требовать вернуть коллекцию обратно в Уфу, принимающая сторона отказалась это сделать и распорядилась передать музейные ценности на хранение в один из столичных банков. Чувствуя, что коллекции угрожает реальная опасность, руководство УНЦ обратилось в «Межторг» с требованием допустить членов комиссии к коллекции, чтобы убедиться в ее сохранности. Наконец, под нажимом уфимской стороны, согласие было получено, и 23 августа 1995 года комиссии был обеспечен доступ к коллекции. На следующий день Р.Г.Кузеев и А.Х.Пшеничнюк встретились с руководством концерна и договорились о том, что в начале сентября ИИЯЛ и «Межторг» заключат новый договор. Однако и на этот раз «Межторг» не выполнил обещанного. После этого стало ясно, что коллекцию нужно спасать и предпринять быстрые и решительные действия. Решающую роль в разрешении сложившейся ситуации сыграли Р.Г.Кузеев и А.Х.Пшеничнюк. Через руководство УНЦ РАН они обратились в Государственное Собрание – Курултай РБ, Кабинет Министров и Администрацию Президента РБ с просьбой вмешаться в сложившуюся ситуацию и помочь вернуть коллекцию в Уфу. Следует отметить, что руководство республики с пониманием отнеслось к просьбе ученых. После тщательного изучения вопроса и консультаций с юристами 10 февраля 1996 г. был издан Указ Президента РБ «Об археологической коллекции сарматской эпохи», в соответствии с которым коллекция была объявлена «национальным достоянием многонационального народа республики». Этим же указом заключенное между ИИЯЛ и концерном «Межторг» соглашение было признано недействительным. Обнародование указа оказалось своевременным, потому что у уфимской стороны в руках оказался важный аргумент, чтобы предъявить «Межторгу» свои законные права и таким образом добиться возврата коллекции. После того, как представителям АКБ «МАПОбанк», где к тому времени хранилась коллекция, были представлены соответствующие документы, сарматские древности вновь предстали перед уфимскими учеными. Вскоре из Уфы прибыла инкассаторская машина Национального банка РБ и все экспонаты сарматской коллекции благополучно вернулись в Уфу.

Реставрация находок Филипповских курганов в Государственном Эрмитаже

Обложка каталога выставки в Уфе. 2002 г.
Обложка каталога выставки в Уфе. 2002 г.

Казалось бы, после такой истории все разговоры об экспонировании сарматских древностей за пределами Уфы можно было забыть на долгие годы, потому что первые попытки в этом направлении оказались безрезультатными и чуть было не привели к утрате коллекции. Такое положение вокруг филипповских находок продолжалось бы долго, если бы не случилось следующее событие. Осенью 1997 г. в Уфу в командировку приехал Владимир Юрьевич Матвеев – заместитель директора Государственного Эрмитажа по выставкам и развитию. Как человек очень любознательный и бесконечно влюбленный в свое дело, он попутно решил заглянуть в Музей археологии и этнографии. По его рассказам, сделать это порекомендовали коллеги из Мемориального дома-музея С.Т.Аксакова, с которыми он сотрудничал и поддерживал тесные и дружеские отношения. По своему обыкновению, Р.Г.Кузеев тепло принял гостя и сам познакомил его с музейными экспозициями. А под конец экскурсии, как это было заведено, Владимиру Юрьевичу показали сарматские древности. Когда В.Ю.Матвеев увидел вещи из Филипповки во всем многообразии и во всей красе, он тут же загорелся идеей представить эти бесценные сокровища миру и как можно скорее ввести их в научный и культурный оборот. Будучи большим профессионалом и опытным специалистом в области музейного дела, он глубоко понимал, что филипповские находки держать вдали от широкого зрителя и музейного сообщества никак нельзя. И тут у него созрел грандиозный план. Он предложил Р.Г.Кузееву на первом этапе с помощью специалистов Эрмитажа провести полную реставрацию сарматских древностей, а на втором – организовать совместную выставку сарматских и скифских раритетов из фондов Эрмитажа и МАЭ и представить их российскому и мировому сообществу. Возможно, что именно на этой встрече было придумано и название будущей выставки – «Золотые олени Евразии», потому что оба ученых пришли к единодушному выводу, что именно олени будут составлять ядро и самую эффектную часть будущей выставки. Раиль Гумерович, как прозорливый ученый, на предложение В.Ю.Матвеева согласился сразу, не задумываясь. Во-первых, партнером на этот раз выступал один из крупнейших и авторитетнейших музеев мира. Вовторых, Эрмитаж гарантировал организацию полноценной реставрации сарматских древностей на базе своих мастерских. В-третьих, перед Музеем археологии и этнографии открывалась блестящая перспектива явить свои раритеты миру и получить от этого определенную коммерческую выгоду. 15 января 1998 г. между Центром этнологических исследований УНЦ РАН и Государственным Эрмитажем был заключен Договор о реставрации и консервации археологических предметов из собрания Музея археологии и этнографии УНЦ РАН и подготовке совместной выставки. Для изучения и отбора коллекции в Уфу неоднократно приезжали специалисты Эрмитажа: сотрудники отдела археологии Восточной Европы и Сибири А.Ю.Алексеев и Е.Ф.Королькова, заведующий лабораторией научной реставрации предметов прикладного искусства отдела реставрации и консервации Государственного Эрмитажа А.И.Бантиков. Итогом их работы стала программа реставрационных работ, разработка реставрационных заданий и создание Объединенной реставрационной комиссии. Последняя была создана летом 1998 г. и ее возглавили ответственные координаторы проекта – заместитель директора Государственного Эрмитажа по выставкам и развитию В.Ю.Матвеев и заместитель директора Центра этнологических исследований УНЦ РАН по музейной работе Ф.Ш.Абсаликова. Кроме этого, А.Ю.Алексеев и Е.Ф.Королькова с коллегами из Уфы (А.Х.Пшеничнюком и Н.Г.Рутто) на основе филипповских находок спроектировали базовую концепцию будущей выставки и основные разделы ее тематико-экспозиционного плана. В контексте начатых работ в 1999 г. коллективом ЦЭИ УНЦ РАН была также подготовлена республиканская целевая программа на 2000–2002 гг. «Сарматская коллекция Центра этнологических исследований УНЦ РАН: реставрация, хранение, исследование и экспонирование». Кроме организации выставки, программа ставила своей целью изучение состояния сохранности и реставрацию предметов коллекции, проведение комплексных естественно-научных, исторических и искусствоведческих исследований, подготовку и тиражирование 2 научных монографий, 3 альбомов-каталогов выставки, буклетов, сборников, аудиовизуальных программ и других информационнорекламных материалов. Предполагалось, что финансирование программы будет осуществляться отдельной строкой из бюджета Республики Башкортостан. Однако в силу различных обстоятельств данная программа у республиканских властей должной поддержки не получила. Тогда Эрмитаж решил профинансировать эту программу за счет собственных резервов и средств российских и зарубежных спонсоров. Согласно договору, за период с 1998 по 2001 гг. из Музея археологии и этнографии в Государственный Эрмитаж на реставрацию несколькими партиями было передано 249 предметов сарматской коллекции.

В целом, реставрационные работы с сарматскими древностями в Эрмитаже проводились в течение четырех лет. Их итогом стало настоящее чудо. Благодаря кропотливой и блестящей работе реставраторов уникальная коллекция из Филипповских курганов обрела первозданную красоту и великолепие.

Зарубежное и российское турне выставки «Золотые олени Евразии»

Когда реставрационные работы вышли на финишную прямую, началась не менее интересная работа по представлению выставки миру. Как и обговаривалось между сторонами, часть выставки должна была состоять из сокровищ скифского времени Государственного Эрмитажа (более 100 предметов), а другая часть – из сарматских древностей МАЭ (более 200 предметов). По задумке координаторов проекта, сначала было решено осуществить зарубежное турне выставки, а потом уже «обкатать» ее показ в крупнейших российских музеях.

Самая первая выставка под названием «The golden deer of Eurasia: Scytian and Sarmatian treasures from the Russian steppes» (Золотые олени Евразии: скифские и сарматские сокровища из российских степей) прошла в Музее Метрополитен (г.Нью-Йорк, США) с 12 октября 2000 г. по 4 февраля 2001 г. К открытию выставки американскими партнерами был издан превосходный с точки зрения внутреннего содержания и полиграфического исполнения каталог [3].

Вторая выставка под названием «Oro: il mistero dei Sarmati e degli Sciti» (Золото: тайны сарматов и скифов) экспонировалась в Музее современных искусств Палаццо Реаль (г.Милан, Италия) с 15 марта по 15 июля 2001 г. Не менее выразительным получился и итальянский каталог выставки [4].

В целом, «мировая премьера» эрмитажных и уфимских шедевров скифосарматской эпохи оказалась впечатляющей. Об этом свидетельствует не только большой интерес аудитории к музейным раритетам, но и многочисленные материалы в СМИ, которые широко освещали выставку в этих странах.

м «Золотые олени Евразии» экспонировалась в Государственном Эрмитаже (г.Санкт-Петербург), с 9 июня по 29 сентября 2002 г. – в Башкирском государственном художественном музее им.М.В.Нестерова (г.Уфа), а с 20 февраля по 21 апреля 2003 г. – в Государственном историческом музее (г.Москва). Как и заведено в музейной практике, ко всем трем выставкам были подготовлены полнотекстовые и богато иллюстрированные каталоги. Особенно ярким и оригинальным по содержанию получился каталог, подготовленный к открытию выставки в Эрмитаже [5–7].

В целом, предметный и количественный состав выставок везде был одинаковым, разными оказались только способы показа некоторых разделов и их тематическое содержание. Исключение составили лишь двухплоскостные и одноплоскостные фигуры золотых оленей. Если в Нью-Йорке и Милане их было только 16, то в российских музеях были представлены все 26 оленей.

В последний раз за пределы Уфы небольшая часть коллекции из Филипповских курганов, состоявшая из 21 предмета, выезжала на свою «историческую родину» в г.Оренбург. С 19 сентября по 19 октября 2004 г. она экспонировалась в Оренбургском областном краеведческом музее на выставке «Древние сокровища Оренбургской степи», которая была приурочена к 70-летию Оренбургской области и 260-летию создания Оренбургской губернии [8].

Коллекция Сарматского золота в составе постоянной экспозиции Музея археологии и этнографии

В 2007 г. коллекция находок из Филипповских курганов обрела «новую прописку». 23 октября 2006 г. было издано согласованное с президиумом РАН Распоряжение Президента РБ «Об укреплении материально-технической базы Музея археологии и этнографии ЦЭИ УНЦ РАН и подготовке экспозиции музея к празднованию 450-летия добровольного вхождения Башкирии в состав России». 24 октября того же года вышло Распоряжение Президента РБ «О развитии Музея археологии и этнографии ЦЭИ УНЦ РАН». На основании этого документа в 2007 г. Правительство РБ передало УНЦ РАН старинный особняк на ул.К.Маркса специально для размещения в нем Музея археологии и этнографии с фондами и экспозициями.

Обложка каталога выставки в Милане. 2001 г.
Обложка каталога выставки в Милане. 2001 г.

Переезд музея в новое помещение благотворно сказался и на коллекции сарматских древностей. Во-первых, для нее в здании музея был оборудован снабженный новейшими средствами сигнализации просторный спецхран со служебными кабинетами. Во-вторых, для более полного и разностороннего показа филипповских находок в экспозиционном пространстве МАЭ были выделены три зала общей площадью 130 кв.м. Это означало, что с момента поступления коллекции на хранение (1986–1991 гг.) музей впервые получил возможность существенно увеличить количество экспонируемых предметов и показать памятник во всем его многообразии, то есть в том объеме, который он заслуживает.

Разработка концепции и тематико-экспозиционного плана постоянной выставки, которая получила название «Золото сарматов», была поручена главному хранителю МАЭ, заместителю директора по учету и хранению музейных фондов Н.Г.Рутто. С возложенной задачей Наталья Георгиевна справилась блестяще. В основу экспозиции она положила тематический принцип. В первом и самом большом зале решено было показать 26 оленей, составляющих изюминку всей коллекции. 10 двухплоскостных фигур оленей с разными интервалами были размещены в центре зала, а остальные 16 одноплоскостных – по его периметру на вертикальных стендах шкафов. Чтобы оживить общее восприятие экспозиции, к одноплоскостным оленям были добавлены различные варианты золотых оковок и накладок деревянной посуды, изготовленных в виде голов и фигур этих грациозных животных. В самом центре зала поместили реконструкцию деревянного сосуда в виде фигуры медведя.

Во втором зале экспонируется золотая и серебряная посуда, а также их реконструкции: золотая амфора с двумя ручками в виде объемных фигур горных архаров, серебряный ритон с протомой быка, серебряный ритон колоколообразной формы, серебряный кувшин, а также несколько реконструкций парадной посуды с зооморфными оковками и ручками из золота. В настенных шкафах размещены различные виды оковок и ручек деревянных сосудов, изготовленных в «зверином стиле». Здесь же экспонируются бронзовый котел и некоторые образцы гончарной посуды.

В третьем зале показываются предметы конского снаряжения из железа и бронзы (псалии, нащечники, разделители ремней, удила, сбруйная бляха-фалар), женские украшения (височные подвески, подвеска округлой формы, бронзовое зеркало), золотые нашивки с изображением оленя, фигуры горных архаров, а также парадное вооружение (меч, меч-акинак, оселок с золотым футляром, наконечники стрел). Всего в трех залах экспозиции в настоящее время экспонируется 235 предметов.

Фрагмент зала «Золото сарматов» в Музее археологии и этнографии в Уфе
Фрагмент зала «Золото сарматов» в Музее археологии и этнографии в Уфе

Таким образом, сарматские древности за почти тридцатилетний период своего «музейного бытия» экспонировались на самых разных экспозиционных площадках. Сперва они демонстрировались в Музее археологии и этнографии на временных выставках, а с началом сотрудничества с Эрмитажем обрели международную известность и экспонировались в ведущих музеях мира и России. За 2000–2004 гг. состоялось шесть премьер выставки, она с огромным успехом демонстрировалась в Нью-Йорке, Милане, Санкт-Петербурге, Уфе, Москве и Оренбурге. А с возвращением коллекции на родину находки из Филипповских курганов нашли свое постоянное пристанище в родном Музее археологии и этнографии. Большая их часть хранится в археологических фондах, а другая – демонстрируется на выставке «Золото сармат». Как и раньше, они пользуются повышенным интересом и продолжают удивлять высочайшим искусством своих создателей.

Литература

  1. Камалеев Э.В. Учет и хранение коллекций Филипповских курганов в Музее археологии ИЭИ УФИЦ РАН // Коллекции Филипповских курганов из фондов Музея археологии и этнографии ИЭИ УФИЦ РАН: Каталог. – Уфа: Китап, 2018. – С.70–72.
  2. Пшеничнюк А.Х. Филипповка: некрополь кочевой знати IV века до н.э. на Южном Урале. – Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2012. – 280 c. (Документы и материалы по истории башкирского народа).
  3. The golden deer of Eurasia: Scytian and Sarmatian treasures from the Russian steppes: catalogue. Edited by Joan Aruz, Ann Farkas, Andrej Alekseev, Elena Korolkova. – New York: The Metropolitan museum of art, 2001. – 303 p.
  4. Oro: il mistero dei Sarmati e degli Sciti. A cura di Joan Aruz, Andrej Alekseev, Elena Korolkova. Con una introduzione di Ermanno A. Arslan. – Milano, 2001. – 260 p.
  5. Золотые олени Евразии: каталог / под общ. ред. М.Б.Пиотровского и Р.Г.Кузеева. – СПб.: АО Славия, 2001. – 248 с.
  6. Золотые олени Евразии. Евразияның алтын боландары / под общ. ред. М.Б.Пиотровского и Р.Г.Кузеева. – СПб.: АО Славия, 2002. – 64 с.
  7. Золотые олени Евразии / под общ. ред. М.Б.Пиотровского и Р.Г.Кузеева. – СПб.: АО Славия, 2003. – 64 с.
  8. Древние сокровища Оренбургской степи / сост. Еремина Н.А., Трегубов В.Е., Мещеряков Д.В. – Оренбург: Печатный Дом «Димур», 2004. –24 с.

Игорь ПЕТРОВ, кандидат исторических наук.

Еще больше интересных статей на самые различные темы вы найдете на нашем сайте https://vatandash.rbsmi.ru/

  • Очень интересно ваше мнение. Напишите комментарий!
  • Друзья, оцените, если вам полезна наша статья 👍
  • Подпишитесь - Дзен покажет вам новые публикации!