Наверное, нет людей, которые не знают этой повести. Каждый хоть раз слышал об этой книге. Когда мы беседуем с учителями по литературе, на вопрос: какую книгу больше всего жалко из исключенных из программы после распада СССР? - они всегда называют в первую очередь "Повесть о настоящем человеке".
Какой эта книга видится современным школьникам?
Современный школьник привык к мысли, что из программы исключают книги с коммунистической пропагандой, где пишут неправду о СССР, хвалебные книги, низкокачественные книги. В силу возраста он не будет задумываться о правомерности таких действий со стороны министерства образования. Поэтому и про "Повесть о настоящем человеке" подумает - книга о сильном человеке, но ведь там пропаганда, зачем читать?
Он даже не узнает, что в книге и пропаганды нет. Писатели той эпохи были тоже художниками, как и писатели 19 века, и их было крайне сложно заставить писать то, что они писать не хотели.
Так и в этой книге - нет идеологических споров, нет обличений. Есть только путь человека, которого не смогли согнуть ни смертельные, ни трагические обстоятельства. А главное, это не вымысел, это подлинная история из жизни.
Краткая справка о том, как Борису Полевому пришла идея книги
В 1943 корреспондент Борис Полевой записал рассказ Алексея Маресьева. Спустя время он стал думать о написании повести, но дело не шло. Судьбоносными оказались, как это ни странно, слова Германа Геринга, сделанные во время Нюрнбергского процесса:
— Наша разведка неплохо работала, и мы знали приблизительно численность Красной Армии, количество танков, авиации, знали мощь русских военных заводов. Сопоставляя силы, мы были уверены в победе. Но мы не знали советских русских... Наполеон совершил ошибку. Мы ее повторили… Это не преступление, это — рок.
„Рок? – сказал Борис Полевой. - ..Мне сразу вспомнился безногий летчик... Вот он, этот «рок», который решил исход войны и бросил вас на скамью подсудимых, Герман Вильгельм Геринг!“
Под впечатлением этих слов Борис Полевой написал книгу за 19 (!) дней.⠀
Так чем опасна книга, что ее исключили из программы?
Могу предположить, что было на то три причины:
1. Не нашлось места в программе 11 класса для этой замечательной повести.
Много произведений. Действительно, для рассказов шестидесятников место нашлось. Для изучения поэтов 20 века нашлось место. А для небольшой повести места не было. Еще пример, на изучение романа "Мастер и Маргарита" отведено много занятий, а для Алексея Маресьева и его подвига места нет. А ведь "Мастер и Маргариты", (роман, к которому у меня очень нежные чувства) школьникам чужд. Им не близка основная тема книги - тернистый путь творца, тк это довольно узкая тема. А на вопрос, почему им нравится роман, они все как один отвечали: "Так прикольно же, там ведь нечисть!"
2. Не стоит воспитывать в школьниках силу воли
Книга о летчике Маресьеве - это прежде всего повесть о том, как преодолеть своего главного врага - себя самого. Как справиться со слабостью, невозможностью, как бороться и преодолевать усталость, нечеловеческую боль, голод, холод. Человек, который понял, что сила самовнушения это мощнейшая на земле - страшный человек, неудобный и не нужный обществу. Не стоит внушать детям опасные идеи. Пусть растут зависимыми от собственных слабостей - гаджетов, ТВ, Интернета, компьютерных игр.
3. Все лучшие произведения советской эпохи нужно забыть
Как говорил Оруэлл, нет слова - нет и понятия. Упраздните слово "свобода" и все производные от него, все синонимы, и тогда люди не будут возмущаться ее отсутствию. Они не будут знать, как заключить свое недовольство и тревогу в слова и мысли.
Так и с советской культурой. Если забыть ее главные книги, то со временем и вопроса не возникнет о том, что в тот период было что-то положительное. Люди уже не будут задаваться вопросом: Как так, в советское время были Маресьевы, а теперь - Бузовы? Это ведь о чем-то говорит?
Уже ни о чем не будет говорить, потому что и героя такого знать не будут.
Что думаете по этому поводу? Как относитесь к советской культуре?