Найти тему
ПИЛИГРИМ

Прогулка по Вечному городу

Все фото автора
Все фото автора

Рим многолик и многослоен. События, культуры, религии и стили переплелись и переплавились в единую мозаичную картину, которую сложно охватить и осознать. Возможно, для этого нужно родиться в Вечном городе и впитать эту неуловимую гармонию с молоком матери. Таких непростых для восприятия городов в мире много. Но Рим, Вечный город, родина возрождения и культурная сокровищница, стоит особняком.

-2

Вот у меня любовь с Римом так и не сложилась. Была там много раз, но тёплые чувства так и не появились. Я честно бегала по достопримечательностям, старательно залазила на собор, чтобы полюбоваться на город сверху, сидела в ресторанчиках и наблюдала за жизнью города. Но, увы, ничего в душе не шевельнулось. В один из приездов я решила уйти с основных туристических маршрутов и исследовать тот Рим, который обычно не успевала посмотреть. Мне в голову пришла идея махнуть на всю руку и пойти, "куда глаза глядят да куда ноги ведут". Произвольный маршрут, во время которого не смотреть в туристические справочники или карты, останавливаться по дороге в кафе. Мне захотелось увидеть подлинный Рим и его обитателей. Рим не парадный и не нарисованный. Я выбрала три наиболее интересных района: город-сад Гарбателла, андеграундный Остиенс и аутентичный Трастевере. Решила начать с Трастевере, поскольку он находится недалеко от моего отеля, нужно всего лишь пересечь мост Sisto через Тибр, и ты уже в районе.

-3

Тибр

Эта река, пожалуй, единственное, что объединяет все века, культуры, религии и стили Вечного города. Когда-то выражение "перейти Тибр" означало "принять католицизм". Ну, что же, первый шаг моей вольной прогулки как раз и был переход Тибра. Река, увы, обмелела и не производит впечатления, но зато прекрасны мосты, один другого краше. Расположены они недалеко друг от друга, так что можно быстро перебегать на нужную часть города.

Трастевере

Это прелестный район – море ресторанчиков, остерий и тратторий. Бесконечные кривые улочки и тупички. Пренебрежение к ремонтам и порядку, да кому они нужны с такими толпами туристов. Успевай поворачиваться и кормить эту вечно голодную орду. Бесчисленные негры и индусы, которые продают бесчисленное множество всякой ерунды, которую никто не покупает. Во всяком случае, я ни разу не видела ни одного покупателя. К вечеру количество этих продавцов увеличивается настолько, что кажется, что их количество уже превышает туристов.

-5

Остиенс

Раньше это была депрессивная окраина. Руководство города озаботилось этим и попыталось вдохнуть жизнь в эти районы. Дом стали холстами, на которых возникли целые картины граффити. Открылись милые кафе и бары. В общем, стало не так депрессивное. А вот мороженное и пицца в этих краях в сто миллионов раз лучше, чем в центре. Центр вообще становится все больше поход на Турцию – еды много, но есть это не очень хочется. Впрочем, эти типично для всех туристических городов. В центре так много туристов, что можно даже не стараться.

Гарбателла

По легенде на холмах, окружающих Собор Св. Павла, за городскими стенами находился трактир. Его хозяйка была так заботлива и добра, что её так и звали – «garbata ostella», или «обходительная хозяйка». А потом название сократили и стали называть и сам трактир, и окрестности Гарбателла. Правда или нет, но история симпатичная. Продолжение истории было не менее сказочным.

В 1920 году решено было построить речной порт и канал, которые бы соединили Тибр с морем. В лучших традициях левых идей прогрессивный король объединенной Италии Виктор Эммануил III решил проявить заботу о рабочих и моряках. Одновременно с портом было заложено около сорока домов в концепции Эбенизера Говарда «город-сад». Это значит, что дома собирались окружить приусадебными участками, где будущие портовики смогли бы в свободное от работы время выращивать овощи и фрукты.

-8

Потом к власти пришёл Муссолини, увы, не столь прогрессивный и либеральный. Строительство как порта, так и домов прекратилось. Сносить уже построенные дома не стали, но с виллами и садами было покончено. Вместо этого налепили мрачные безликие многоэтажки, сократив до минимума зеленые зоны. Почему-то все режимы тяготеют к эстетике убогости и депрессии. Так, вместо портового городка Гарбателла стала всего лишь ещё одним районом на окраине.

Место производит странное впечатление – прекрасные виллы и дома, весьма продуманное расположение, много зелени, необычная архитектура, явно системный единый подход к зонированию. И при этом запустение, заброшенность, мусор, неопрятность. Тебя одновременно накрывает восторг от красоты того, что было заложено, и огорчение, недоумение от состояния, до которого довели его обитатели. В принципе ничего трагичного по сравнению с состоянием самого Рима тут нет. Мне вообще он напоминает богатого пожилого дедушку, с которого все родственники тянут деньги, но о нем самом не очень заботятся.

-10

Но Гарбателла все равно навела на размышления. Почему все эти города-сады, идею которых пытались воплотить в разных странах, не выживают и приходят неизменно в упадок? Ведь в них есть изначально заложенная красота, природа, уютность. То пространство, которое само по себе уже влияет на человека благотворно. То пространство, которое нужно беречь и только украшать. Или красота окружающего среды все же не имеет значения для многих людей?

-11

Рынки

Весь Рим усыпан развалами разных рынков, как новогодняя елка игрушками. Самые интересные – это блошиные рынки. Я не большой любитель старины и антиквариата, но даже беглого взгляда на некоторые коллекции достаточно для понимания того, что, увидев эти сокровища, хранители Пинакотеки Ватикана погибли бы от зависти. Самые заманчивые – это рынки локальных продуктов. Я стараюсь любоваться ими издалека, иначе есть вероятность, что скуплю половину добра на этих прилавках. А вот развалы дешевых тряпок и сувениров не вызывают никакой эмоций, впрочем, они существуют совсем не для моих эмоций и радости.

Статьи об Италии на канале Пилигрим:

История жизни загадочного графа
Неизведанная Италия
Зимняя Италия
Самое страшное наводнение во Флоренции
Венеция в Рождество