Найти в Дзене
Анима

Почему занятия духовными практиками не делают жизнь лучше?

В процессе самопознания и попытках изменить свою жизнь к лучшему многие из нас обращаются к эзотерическим практикам (трансерфингу реальности, симорону, концепциям Кастанеды, Свияша и т.д.) Чем объяснить, что после начала подобных занятий жизнь становится не проще и радужнее, а наоборот подбрасывает дополнительное количество проблем? Вполне закономерно, что это вызвано низким уровнем самосознания наряду с высоким уровнем психологического травматизма. Травматик не находящийся в длительной терапии попросту не знает, как работает его психика, какие защиты она выставляет при попытке выйти из зоны комфорта в зону роста, что может поспособствовать его ретравматизации и чего он хочет на самом деле.

Почему травматик не знает, чего хочет? Потому что психика травматика выстраивается вокруг страха ретравматизации - повторения травмы, что для него смерти подобно. Травматик не ощущает чувства базовой безопасности окружающего мира. Он всегда бессознательно ожидает подвоха. Разумеется, основной потребностью травматика является безопасность, чувство защищенности, полного принятия и безусловной любви, что равносильно одобрению первой значимой фигуры в жизни каждого человека – матери.

И чтобы его заслужить, травматик придумывает себе различные цели – карьерный рост, квартиры, машины и т.д. Прилагает для их достижения немыслимые усилия, теряя и без того немногочисленные ресурсы. И нередко так их не достигая, потому что у него нет внутреннего разрешения на то, чтобы все это иметь. Зато есть множество табу. Предположим, просит травматик Вселенную о славе и успехе, надеясь, что станет счастливым, а на самом деле ждет, что они помогут ему избежать токсичного стыда за собственную неадекватность, которую он ощущает с детства. И даже если он достигнет первоначальной цели, стыд никуда не денется, как и травма, изначально его породившая.

Более того на бессознательном уровне отдельно взятый травматик может иметь глубочайший страх успеха. Часто это связано с неадекватной реакцией родителей, щедро одаривающих его за удачные действия неодобрением и отвержением, вызванными родительским ощущением собственной неуспешности, ущербности. Или младшие/старшие братья/ сестры начинали издеваться, завидуя. Подсознание травматика связывает успех со страхом отвержения своей семьей и последующей смертью от этого, настолько невыносимо его переживание. И когда травматик бросает все силы и ресурсы на достижение заветной цели, его инстинкт самосохранения мгновенно срабатывает, выдавая сразу несколько защитных реакций, нередко психосоматического свойства ( панические атаки и пр.). В лучшем случае травматик бросает задуманное, в худшем это может закончиться помещением в психиатрическую больницу с нервным срывом или психозом, а может дойти и до летального исхода.
Не менее проблематично будет обстоять дело с запросом на крепкое здоровье. На бессознательном уровне хорошее здоровье тождественно потери связи с мамой и его смертью, ведь он привык, что ей нужен слабым и больным, а сильным и крепким она его не примет.

Большинство травматиков видят себя исключительно в отражении кривого семейного зеркала (как у Э. Берна - "алкоголик, как твой папаша", "мамины загубленные надежды", "брак производства неправильного пола и неправильного характера") и т.д. У них не развито наблюдающее Я, способное помочь видеть все со стороны и более объективно. Нет опоры на внутреннего взрослого. Но они умеют выживать.

Чтобы вырваться из того, что "разрешено" было знать правилами травмы необходима психотерапия. Помимо высвобождения ресурса, терапия дает возможность получить адекватное, соответствующее реальности представление о том, кем травматик является на самом деле.

«Пока вы не сделаете бессознательное сознательным, оно будет управлять вашей жизнью и вы назовёте это судьбой», - говорил основоположник аналитической психологи К.Г.Юнг. До тех пор пока человек не выйдет на новый уровень самосознания при помощи психолога, он будет раз за разом проживать схожие ситуации, бесконечно повторно ранясь в них и не зная, чего хочется на самом деле, кто он и в чем его сила, какова его истинная индивидуальность и что можно жить, а не выживать.