Данная система работает всего несколько лет. Однако лично мне впервые пришлось с ней столкнуться, когда моя старшая дочка пошла во второй класс и стала получать оценки. В первом же классе оценки не ставят.
Для тех, кто не в курсе, поясню. Сейчас оценки за домашнюю работу, ответ у доски, самостоятельные и контрольные работы не равнозначны. Каждая оценка имеет свой вес от 1 до 5. Чем более значима работа, тем выше вес оценки. То есть контрольная, к примеру, может быть с весом 3, то есть полученная оценка утраивается. А может быть с весом 4 или 5. В то время как домашняя работа или ответ у доски имеет вес 1. Причём в каждой школе свои правила по выставлению оценок.
Для чего это было сделано - непонятно. Точнее понятно, но не ясно, где эффективность данной меры.
Усилило ли это мотивацию детей получать новые знания в школе? Конечно, нет.
Учились же как-то дети раньше без этого. И знания были ничуть не хуже, а может даже лучше. Мы получали за контрольную работу одну оценку. А на следующем уроке могли ответить у доски, разобрав ошибки в своей работе, и как бы закрыть плохую оценку. То есть шансов исправить плохую оценку за контрольную работу было намного больше, чем сейчас. И отсюда было отсутствие у большинства учеников зацикленности на оценках: мы знали, что всё поправимо. А отсутствие зацикленности позволяло более спокойно и легко усваивать новый материал.
На знаниях, кстати, прежняя, более лояльная система оценок также не отражалась. У нас было довольно мало совсем слабых учеников даже в старших классах. А в начальной школе и подавно успеваемость у большинства детей была хорошая, двойки были редкостью. Причём оценки не были пустым звуком, они зарабатывались честным трудом.
Сейчас же детям в своём большинстве как будто всё равно на свою успеваемость. А перед контрольными они получают нереальный стресс. Ведь если получить четвёрку, которая в дневнике будет идти с весом 3, то есть как сразу три четвёрки, то за итоговую пятёрку потом придётся серьёзно попотеть. А при тройке за контрольную, пятёрки за триместр уже не видать, даже если средний бал будет выше 4,6.
К чему в итоге это приводит?
Дети начинают прогуливать и врать уже со второго класса. Симулируют, отсиживаются дома, а на следующий день приходят как ни в чём ни бывало. Я вот не помню, чтобы в моё время в начальной школе дети массово прогуливали контрольные. Такого точно не было. А вот в классе моей старшей дочери есть! И началось это уже во втором классе, в третьем и сейчас в четвёртом также бывает частенько. Уже дошло до того, что учитель скрывает, когда будет контрольная, иначе пол класса не придёт.
А что же со знаниями при такой системе оценке?
Лично я не заметила, чтобы дети стали получали более глубокие знания, чем мы в своё время. Отличников и хорошистов это вынуждает находиться в постоянной гонке за поднятием средней оценки. Троечники и двоечники учатся быть более изворотливыми и хитрыми. То есть в итоге все остаются в минусе. Никто не сконцентрирован на знаниях.
Я считаю, что такая система оценок ничуть не улучшила образовательный процесс. Зато сделала атмосферу в коллективе более нездоровой за счёт увеличение уровня стресса практически у всех учеников. К чему это приведёт? Время покажет...