Лев Александрович Мей (1822 – 1862) – замечательный русский поэт, прозаик, драматург и переводчик, прекрасный знаток русского языка, у которого М. Горький советовал учиться молодым поэтам. Читателя подкупает его тонкий лиризм, гармоничность и виртуозность стиха, выдержанность формы и сжатость языка, сочность поэтической живописи, притягательность созданных им образов. Многие произведения Мея положены на музыку, стали известными песнями и романсами («Зачем ты мне приснилася...», «Хотел бы в единое слово...» и др.). Широкую распространенность получили драмы Мея «Царская невеста» и «Псковитянка», на сюжет которых Н. А. Римский-Корсаков написал одноименные оперы. Музыка подарила вторую жизнь драмам Мея и многим его оригинальным и переведенным им произведениям. Особенно поэт был популярен среди композиторов «Могучей кучки». Их привлекали в его творчестве простота и задушевность поэтической интонации, подлинно народный колорит его песен, лиризм женских образов драматургии. Бережное отношение к родному языку у Льва Александровича сочеталось со страстью к исследованию и постижению его богатств и глубин. Творческая манера поэта имела две ипостаси: Мей – архаист и консерватор, и Мей – новатор и экспериментатор. Поэт талантливо и смело экспериментировал, создавая словоновшества, неологизмы.
В последние годы жизни здоровье поэта сильно ухудшилось, но он находил утешение и укрепление в книгах Священного Писания, которые без сомнения помогли ему и вдохновили на написание произведений о бессмертии и воскресении: «Убей меня, Боже всесильный...», «Над гробом», «Когда она, на миг, вся вспыхнет предо мною...», «Еврейские песни». Поэт явно обращался ко Господу и в своих молитвах и в своих произведениях:
Нет предела стремлению жадному...
Нет исхода труду безуспешному...
Нет конца и пути безотрадному...
Боже, милостив буди мне, грешному.
(Стихотворение «Четыре строки»).
Возможно, поэтому его творчество не изучалось в советских школах, а в вузах филологи соприкасались с ним весьма поверхностно.
Лев Александрович Мей родился в Москве в обедневшей дворянской семье. Был очень способным, хорошо учился, закончил Царскосельский лицей. Жизнь прожил в бедности. Злоупотребление вином привело к ранней смерти в сорокалетнем возрасте. Но поэтический талант, данный ему от Бога, не был зарыт в землю, а развит и приумножен.
Образ святой праведной праматери Иудифи вдохновил поэта на создание одноименной поэмы. Она — жительница иудейского города Ветилуи, взятого в осаду войском ассирийского царя Навуходоносора под предводительством военачальника Олоферна. Жители города страдают от голода и жажды. Им грозит мучительная и неминуемая смерть. Ради спасения, они, охваченные страхом и отчаянием, вынужденно постятся и молятся Богу. При этом проявляют малодушие, маловерие и неразумие, говоря, что если в течение пяти дней Бог не придет на помощь, то они сдадут город на милость завоевателям. Ответом Бога и спасительницей города явилась Иудифь. Она обличает старейшин в малодушии и неразумии и обнадеживает их в том, что, будучи оружием в руках Божьих, спасет город.
Иудифь (чье имя означает «иудеянка») — молодая и красивая, мудрая и богобоязненная, чистая и непорочная, целомудренная вдова, во всем доверившаяся Богу и все упование возложившая на Него, добровольно подъявшая на себя подвиг поста и молитвы, и тем привлекшая к себе Божью благодать, совершила то, что было не под силу мужчинам. Она, преодолев женскую слабость, сравнявшись в мужестве и доблести с воинами, воспользовавшись своей женской красотой, как военной хитростью, беспрепятственно проникла в центр вражеского войска и обезглавила его предводителя Олоферна.
Библейское повествование Мей передает возвышенным слогом поэмы:
И подошла еврейка к изголовью —
Меч Олоферна со столпа сняла,
Одним коленом оперлась на ложе
И, прошептав: «Спаси народ твой, Боже!» —
В горсть волосы сатрапа собрала
И два раза потом всей силою своею
Ударила мечом во вражескую шею -
И голову от тела отняла.
Святитель Иосиф Медиоланский объясняет: «Это деяние не есть дело правой руки, напротив – скорее победа мудрости. В самом деле, победив рукой одного только Олоферна, она мудростью победила все неприятельское войско («О вдовицах», 7.41).
Великий и жестокий царь и завоеватель Навуходоносор, победоносно завоевывавший страны и покорявший народы, провозгласил себя богом и, в безумии своем, осмелился поднять руку на Богом избранный народ Израильский. Но «…Господь Бог есть истина…» (Иер. 10:10) и «…Бог поругаем не бывает…» (Гал. 6:7). Нам известна история падения гордого ангела Денницы. Подобное должно было произойти и с человеком, возомнившим себя Богом.
Мудрая женщина Иудифь, всецело предав себя воле Божией, устремившись всей душой своей к Нему Единому, отказывается от своих собственных интересов, желаний, воли и самой жизни. Она готова принести всю себя, жизнь свою в жертву за родной народ. Бог Израилев с нею. Она — оружие в руках Божиих. Истина торжествует.
Святитель Амвросий Медиоланский пишет (О вдовицах, 7:37), что истинное мужество основано на благочестии (а благочестие есть истинное богопочитание и добродетельность). Такого мужества достигла Иудифь —добродетельная вдова, чтущая Бога больше всего на свете и всецело доверившаяся Ему, в мужестве и доблести превзошедшая всех воинов и военачальников. Велик подвиг ее. Она спасла родной город и весь народ Израильский. Иудифь в одиночку вышла навстречу врагу, как Давид против Голиафа. Она и праведница, и пророчица, и разведчица, и стратег, и поэт... Только мудрость и красота души, не боящейся пожертвовать собой, способны победить слепую силу и страсть инстинкта и даже остановить бешенство вражеского натиска.
Отдать свою жизнь — это доверить душу Богу. Битва Иудифи — это битва за жизнь. Истинная мудрость, избавляющая от смерти, это безоговорочное доверие к Богу, которое делает душу отважной и деятельной. Иудифь рассчитывает не на свои собственные силы и поэтому ничего не боится, на все отваживается, невзирая на свою слабость: тому, кто все отдал, больше нечего терять.
Песнь, которой заканчивается книга Библии и поэма Мея, сообщает действиям этой женщины вселенское, а в самом конце даже эсхатологическое звучание: победа Иудифи говорит о конечном воздаянии Божием всем врагам Израиля в «день судный»:
Он — судия и племенам и родам;
И движутся, словам его внемля,
И небеса, и воды, и земля...
Велик наш Бог!.. И горе тем народам,
Которые на нас, кичася, восстают,—
Зане их призовет Господь на страшный суд!
Иудифь является образцом для каждой души. В ней есть красота чистоты, поэтому она может пройти через любое испытание, не поддавшись искушению и не запятнав себя. Отречение от собственных интересов и жизни делает ее восприимчивой к благодати. Ее жертва спокойна и тверда, это не безрассудный прыжок вслепую, а полное предание себя Божественному могуществу, отказ от собственной воли в радостном послушании.
Автор: протоиерей Виктор Черноморченко
Познакомиться с самим произведением и полной версией статьи можно по адресу: «ЮДИФЬ» (ekzeget.ru)
Больше наших статей смотрите тут.
Так же у нас ЛУЧШАЯ Библия онлайн с толкованиями Святых отцов на каждый стих , заходите.
И видео лекции на каждую главу Библии современными богословами и учеными, смотрите.
Изучать Библию с Экзегет интересно! Крупнейшая Библейская ВИКТОРИНА.