Продолжаю рассказывать истории из своей зимней автоэкспедиции по Таймыру и Якутии.
Сейчас мы переместимся на Восток Таймыра и окажемся в удивительном и невероятном месте, где живет особая и можно сказать, что самая изолированная этническая группа во всей Сибири - попигайские долгане.
Единственный поселок в этих краях имеет два названия - Попигай и Сопочное и он считается одним из самых удаленных и труднодоступных поселков Красноярского края. Шутка ли, но до ближайшего села Хатанги - около 300 км вертолетом или 400 км по реке, а до районного центра Дудинки еще 700 км из Хатанги самолетом.
Можно долго искать искать Попигай на карте нашей страны у самой границы Якутии и севера Красноярского края, но так и не найти. Его попросту нет на картах. Вернее он есть, но совсем не там, где изображен на старых картах.
Попигай был образован в 1930-е годы и до 1986 года он находился на 130 км выше по реке Попигай, чем сейчас. Практически в самом центре "попигайской астропроблемы".
Все было хорошо, кроме транспортной доступности этого места. В этих местах река Попигай широкая, но мелкая с большим количеством перекатов. И последние 130 км река совсем не судоходна и грузы приходилось доставлять на лодках и по тундре.
А в 1986 году случилось еще и большое наводнение, тогда же и переселили всех жителей поселка в поселок Сопочное, на месте бывшей перевалочной базы грузов куда и доходили теплоходы и баржи из Хатанги.
Попигайские долгане жили в этих суровых местах задолго до образования поселка Попигай в начале XX века.
Традиционно долгане занимались домашним оленеводством и вели кочевой образ жизни в местной каменистой тундре. С приходом же советской власти жизнь несколько изменилась. Был образован большой оленеводческий колхоз в который включили жителей Сындасско и Попигая.
Оленеводческие бригады вместе со своими балками и стадом домашних оленей перемещались по тундре от стойбища к стойбищу и только изредка возвращались в поселок Попигай для восполнения запасов. Бригады оленеводов состояли в основном из родственников и это очень сильно помогало в нелегкой жизни тундровиков.
С транспортом здесь даже в советское время было очень непросто. Также как и сотню лет назад, долгане-оленеводы для передвижения по тундре использовали домашних оленей.
Жили же тундровые долгане-оленеводы, в отличии от тех же ненцев и чукч, не в чумах и ярынгах, а в более привычных нам балках, которые устанавливались и перевозились на нартах.
С распадом СССР развалились и оленеводческие колхозы стали приходить в упадок и поголовье домашних оленей стало стремительно снижаться.
Топливо дорогое, вертолетов и вездеходов мало, субсидий почти нет. Социальные выплаты и помощь коренным малочисленным народам севера, которые ведут кочевой образ жизни тоже смешные: один балок в пять лет, двести кг керосина на год, спутниковый телефон и радиостанция раз в 5 лет и небольшие ежемесячные выплаты в 9200 рублей. Вот и всё.
Поэтому, в последние годы поголовье домашних оленей у тундровиков-долган едва ли превышало несколько тысяч.
Но кроме этого, на бывшие стойбища пришли огромные стада дикого оленя и стали стремительно уничтожать кормовую базу местных оленеводов.
Последних домашних оленей попигайские долгане - оленеводы продали в соседнюю Якутию совсем недавно и теперь оленеводства здесь не осталось.
Но на этом, жизнь у бывших оленеводов не остановилась. Долгане активно переключились на промысел.
Местная тундра богата рыбными озерами, которые буквально "кишат" ценными породами рыб - кунжа, голец,муксун. Не говоря уже о том, что каждый сезон в эти края происходит миграция дикого оленя.
Да и с транспортом у бывших оленеводов тоже произошли изменения. Отказавшись от домашнего оленя здесь появились снегоходы и квадроциклы. На них гораздо быстрее и удобнее перемещаться по тундре.
В Попигае сейчас проживает около 250 человек, есть магазин, начальная школа, фельдшерский пункт, сельский клуб и библиотека. Телефонной связи как и во многих других населенных пунктах Таймыра здесь нет. Но есть спутниковое телевидение и интернет. А значит есть и социальные сети, мессенджеры и всё разнообразие интернет-сервисов.
И уже привычно, что отопление домов происходит углем, нет общей поселковой бани, нет канализации и вода добывается из реки.
С транспортом тоже не все просто. Раз в неделю выполняется вертолетный рейс из Хатанги, а летом курсирует даже теплоход. Если очень надо, то можно сесть на снегоход и за 12 часов добраться через тундру до Хатанги, но это не безопасно и совсем недешево.
С наступлением зимы из якутского Саскылаха по тундре идут груженые КАМАЗы, которые везут в Попигай разнообразные грузы.
Обратно же якуты забирают рыбу и дикую оленину. Вот такие вот экономические связи в этих местах.
Мы же добравшись до Попигая, остановились в большой и дружной семье бывших тундровиков-оленеводов. Они нам и рассказали о том, как жили тундровики в советское время, что происходило после распада СССР и как живут сейчас.
Многие вопросы здесь решать очень сложно, многие вопросы здесь решить просто невозможно.
Удивительные дружелюбные и гостеприимные люди в таких удивительных местах на Крайнем Севере. Хотел бы я оказаться в этих местах летом, когда тундра пестрит всем разнообразием ярких и сочных красок.
Самые свежие и актуальные истории и путешествия можно найти в моем instagram - присоединяйтесь!