Плеяда английских писательниц XIX века, которых вы могли и не знать
«Джейн Эйр» была книгой, в которую я влюбилась с первых страниц. И меня заинтересовала не только история бедной #гувернантки, но и судьба Шарлотты Бронте. Я жадно искала крохи информации в доинтернетные времена, прочла все книги Шарлотты, а затем и ее сестер. И стала изучать тему дальше: что еще творится в мире вересковых пустошей и мрачных замков.
Следующей находкой стала #Джейн Остен, вечная соперница и антагонист сестер #Бронте. Я полюбила и ее книги, хотя не могу не признать – гордый нрав и честная натура маленькой гувернантки нравятся мне куда больше чем истории мисс из хороших семей, лелеющих мечты о замужестве.
А затем мне стала интересна жанровая ниша в целом – не на голом же месте появились четыре прекрасных писательницы, что творилось в английской литературе XIX века и какое место там занимали дамы?
Прослушайте небольшой экскурс в историю :)
Итак, мисс Остен бесспорно была пионером в своей области той, кто «научила женщин говорить». Ее популярность вдохновила множество современниц. Период с 1820х по 1880е можно назвать «женским царством» в английской литературе – появились десятки авторов, выпустивших по 5, 10 и более книг.
В большинстве своем дамы писали романы и романтические повести, но были и научные фантастки, детские писательницы, поэтессы, создательницы книг по ботанике, садоводству и кулинарии. В большинстве своем они были дочерьми джентри, священников, небогатых дворян, родственницами писателей и поэтов. Примерно половина осталась старыми девами. Многие предпочитали публиковаться под мужскими псевдонимами.
Откуда взялся сей феномен? Позволю предположить, что причина банальна – деньги. Литературное ремесло и переводы были одним из немногих легитимных способов для образованной женщины прокормить себя и семью. За одну только «Эмму» Джейн Остен получила 600 фунтов, за «Джейн Эйр» Бронте выплатили всего лишь 500. Зарплата гувернантки, как вы помните, составляла 50 фунтов в год. Да и согласитесь, куда приятней скрипеть пером в тиши кабинета, чем учить чужих детей или ютиться компаньонкой у богатой подруги.
Итак, кого вам представить?
Элиза Актон
Об этой почтенной леди вы наверняка не слышали. А между тем в Англии она была так же популярна как Елена Молоховец в России. Как и наша знаменитая кулинарка, Элизабет изначально видела себя в поэзии – сочиняла лирические стихи и печальные поэмы о неразделенной любви, успела выпустить целых два сборника, прежде чем обрела свое истинное призвание. Хотя писала неплохо:
Я люблю тебя, как мотив –
Дыханья флейты святой,
Чья душа, меня воскресив,
Оставила мир немой.
Элиза Актон родилась в семье пивовара в Суссексе, она была старшей дочерью из пяти. Получила небольшое домашнее образование. В ранней юности попыталась стать совладелицей деревенской школы, но по причине слабого здоровья отказалась от преподавания. Несколько лет прожила во Франции.
По возвращении домой попробовала популяризовать свою поэзию, но издатель, поглядев на продажи ее книг, покачал головой: писали б вы лучше, мисс, о кулинарии.
Элиза последовала совету и в 1845 году выпустила «Современную кулинарию для частных семей». Книга совершила переворот в английских домохозяйствах.
Там давались простые и понятные рецепты со всеми подробностями – сколько продуктов отвесить, как порезать, при какой температуре готовить, в каком порядке закладывать и т.д. Именно мисс Актон познакомила англичан со спагетти и брюссельской капустой, отведав эти продукты во Франции.
Без малого сто лет английские девушки учились вести хозяйство по «Современной кулинарии» и по сей день в Англии переиздают знаменитую книгу. Сама же мисс Актон продолжала вести тихую обеспеченную жизнь.
Книга дала ей достаточно средств к существованию, чтобы последнее десятилетие жизни писательница провела в Лондоне, в покое и достатке. Замуж писательница так и не вышла, скончалась в 59 лет.
Мэри Шелли
«Матушка Франкенштейна» создала свой знаменитый роман в 19 лет. Она была дочерью знаменитой феминистки Мэри Уолстонкрафт и известного философа Уильяма Годвина. Философ воспитывал девушку (как и двух ее сводных сестер) в духе вольнодумства и отказа от косной христианской морали. Плоды оказались печальны.
В 17 лет Мэри Годвин сбежала из дома с поэтом-романтиком Перси Шелли. Она прекрасно знала, что поэт уже был женат на дочери трактирщика. Мало того – Мэри соблазнила на побег сестру Клэр, ставшую впоследствии любовницей Байрона. А жена Шелли, узнав о побеге мужа, покончила с собой.
В 19 лет во время отдыха с #Шелли, Байроном и его любимым другом Полидори на Женевском озере Мэри на спор придумала историю о чудовище, воскрешенном электрическим током.
Шелли помог довести текст до ума, через 2 года его опубликовали и роман о Франкенштейне и его Чудовище обрел мировую славу.
У меня нет друга, Маргарет; никого, кто мог бы разделить со мною радость, если мне суждено счастье успеха; никого, кто поддержал бы меня, если я паду духом. Правда, я буду поверять свои мысли бумаге; но она мало пригодна для передачи чувств. Мне нужно общество человека, когорый сочувствовал бы мне и понимал с полуслова. (с) «Франкенштейн»
Дальнейшая судьба Мэри сложилась непросто. Перси Шелли оказался сторонником свободной любви. Из четырех детей трое умерли в младенчестве. В мае 1822 года сам Шелли погиб, утонув вместе с крохотной шхуной «Ариэль» во время шторма. Вдова осталась почти без средств, с последним уцелевшим ребенком на руках.
Чтобы прокормиться, Мэри занялась черновой литературной работой – переводила, вычитывала и редактировала рукописи для издательств. Она написала ещё шесть романов, благополучно забытых вскоре после публикации. И в 53 года скончалась от опухоли мозга.
Элизабет Браунинг
Одна из классиков английской литературы, поэтесса Элизабет Баррет родилась в семье плантатора из Вест-Индии. В отличие от большинства современниц получила великолепное образование, великолепно знала латынь, греческий и французский, впоследствии освоила португальский и свободно переводила с этих языков.
Сочинять #стихи мисс Баррет начала с 10 лет, публиковаться – с 20. Среди ее произведений – ода в защиту отмены рабства «Плач детей», переводы античных трагедий и адаптация средневекового автора Чосера к современному английскому языку. Ее поэзию высоко ценили в лондонских литературных кругах.
Элизабет была любимицей неуравновешенного и вспыльчивого тирана отца, и сама отличалась впечатлительным характером. Она потеряла любимого брата Эдварда и винила себя в его смерти (юноша утонул во время совместной прогулки на лодке). К нервной возбудимости добавились ревматоидный артрит и туберкулез. В течение 5 лет #поэтесса не вставала с постели. А потом случилось чудо.
Ты пришел за любовью. А я не могу
Отвечать тебе солнцем, теплом и цветами,
Потому, что цветы не цветут не снегу,
Может раньше цвели, а теперь перестали.
Отряхни же подошвы проворней
Чтобы снег не убил твои корни,
Странник.
Стихи мисс Баррет прочитал молодой английский поэт Роберт Браунинг. Он с места бросился в эпистолярный роман (переписка с возлюбленной составила 545 писем), а затем настоял на тайном свидании.
Браунинга не смутили ни болезни Элизабет, ни ее возраст (39 лет к моменту встречи). Он сделал предложение, и поэтесса дала согласие. Отец Элизабет был в гневе, но покорился решению дочери.
Умирающая старая дева уехала в Италию молодой женой – и провела там 15 счастливейших лет в своей жизни. Мало того, после 2х выкидышей бог наградил ее прекрасным здоровым сыном – даже в наши дни в 43 года рожать опасно, но она справилась.
Элизабет написала множество любовных стихов, выпустила сборник «Сонеты с португальского» и роман в стихах «Аврора Ли». Увы, после нескольких лет ремиссии туберкулез вернулся и в 55 лет миссис Браунинг умерла на руках у любимого мужа.
Элизабет Гаскелл
Довольно редкий для английской (и мировой, будем честны) литературы пример относительно благополучной и счастливой биографии творческой личности. В жизни миссис #Гаскелл случались и неурядицы и трагедии, но как правило судьба улыбалась писательнице.
Элизабет была современницей сестер Бронте и происходила из той же социальной прослойки. Ее отец Уильям Стивенсон был священником, как и Патрик Бронте, и за считаные годы потерял жену и шесть из восьми детей. Элизабет воспитывалась сперва у тетушки в деревушке Нантфорд, затем в закрытой школе для сирот (ничего не напоминает?).
Судьбы гувернантки она избежала, поскольку выросла редкой красавицей, отличалась умом и добрым нравом. В 21 год, приехав в Манчестер погостить у родни, Элизабет познакомилась с молодым помощником священника Уильямом Гаскеллом и в том же году вышла за него замуж.
Образованный и прогрессивный супруг всячески поддерживал жену в ее творческих начинаниях. Уильям помогал жене писать первые стихотворения и публиковать их – под псевдонимом, разумеется. А Элизабет помогала супругу в научных изысканиях – спустя 10 лет молодой помощник священника сделался профессором истории и литературы.
В семье появилось 4 дочери, затем супруги потеряли 9месячного сына, умершего от скарлатины, и родили еще одну девочку. Несчастье лишь укрепило брак – супругов связывала не только любовь, но и труд. Мистер Гаскелл много делал для бедняков и рабочих, миссис Гаскелл преподавала в воскресной школе и заботилась о женщинах и детях прихода. Они много путешествовали, изучая положение низших классов в разных странах.
Первый роман миссис Гаскелл написала уже 38летней почтенной матроной. Опубликованная под анонимным псевдонимом «Мэри Бартон» сразу привлекла внимание Диккенса – в книге поднималась острейшая для своего времени социальная проблематика, пусть и поданная немного наивно.
Человеку в горе всегда утешительно видеть на столе что-нибудь вкусненькое. (с) «Крэнфорд»
Затем последовал очаровательный «Крэнфорд» - неоднократно экранизированная история английской деревушки и ее чудесных пожилых леди. Внимания заслуживали и остросюжетный «Север и Юг» (это про рабочих и любовь, а не про войну в США) и неспешные, нежные «Жены и дочери».
Успокойся, бедное сердечко! Наберись бодрости и отваги. Мы с тобой сумеем позаботиться друг о друге, если нас бросили и оставили в одиночестве. (с) «Север и Юг»
И, наконец, Элизабет Гаскелл написала посмертную биографию Шарлотты Бронте, увековечив для нас жизнь великой писательницы и ее семьи. Многие годы книга не переводилась, но в 2015м году к вящей радости любительниц творчества сестер Бронте, вышла на русском языке.
Миссис Гаскелл прожила 55 лет и внезапно скончалась от сердечного приступа. Ее книги вошли в золотой фонд английской литературы.
Естественно, это отнюдь не все представительницы золотого века английской романистики. Я не упомянула ни Джордж Эллиот, ни Эмили Эдвардс, ни Мэри Митфорд, ни Летицию Лэндон, ни Изабеллу Битон, ни многих других – просто край непочатый.
Если эта статья вам понравится, дорогие читатели – будут и еще интересные биографии.