История Airbnb – популярного сервиса аренды жилья
10 декабря 2020 года на бирже NASDAQ состоялось долгожданное IPO компании Airbnb. Почему долгожданное? Во-первых, потому что его долго откладывали, а во-вторых, потому что в самый разгар второй волны пандемии на рынок вышла компания, напрямую связанная с туризмом.
И даже несмотря на то, что все мы сейчас сидим по домам, Airbnb оценили очень высоко. Страшно представить, сколько она стоила бы, если бы работала на полную мощность. А пока путешествия остаются только мечтами, давайте вместе вспомним историю Airbnb. Не такая уж она и долгая - нам придется вернуться всего лишь в 2007 год.
Что такое Airbnb?
Airbnb - это Uber на рынке съемного жилья. С помощью этого простого сервиса вы можете через интернет найти себе пристанище на короткое время почти в любой точке мира: он охватывает примерно 220 стран и 100 тыс городов. Качество, размер и удобство жилья можно подобрать на любой вкус и кошелек: от замка в Шотландии до пальмовой хижины на тропическом острове или раскладного кресла в московской квартире. По данным на осень этого года в базе Airbnb зарегистрированы 4 млн людей, готовых сдать жилье.
Сервис зарабатывает как посредник на комиссии, которую получает и от арендатора – до 14%, и от арендодателя – от 3 до 5%. Компания может организовать посещение самых интересных местных мероприятий: фестивалей, мастер-классов, дегустаций и пленэров, предоставляет отдельно услуги для командированных и обеспечивает размещение для участников конференций.
Airbnb – все началось с идеи
Первое название стартапа – AirBed & Breakfast, и оно точно отражало идею молодых предпринимателей Джо Геббиа и Брайана Чески. Ребята были друзьями, однокашниками по школе дизайна Род-Айленда. В 2007-м она вместе решили покорить Сан-Франциско, переехали из Нью-Йорка и на пару сняли лофт. Город не спешил покоряться, денег было немного, а арендную плату, которая в Сан-Франциско и так не маленькая, хозяин квартиры поднял. Джо и Брайан искали любую возможность заработать пару лишних долларов.
История Airbnb началась 22 сентября 2007-го, когда Джо прислал Брайану e-mail с темой “субаренда”. Идея заключалась в следующем: в городе проходила большая дизайнерская конференция, ребята активно общались с коллегами и Геббиа обратил внимание на то, что многим участникам негде остановиться. Гостиницы либо забиты, либо слишком дороги. Так почему бы не сдать часть своего лофта дизайнерам и немного заработать? Они купили три надувных матраса (Airbed), написали простенький сайт и предложили завтрак (Breakfast) в своей квартире. Первые три гостя заплатили по $80 и соседи-партнеры поняли что это гениально и дело надо развивать.
Джо попросил своего приятеля, программиста Нэйтана Блечарзика помочь сделать полноценный сайт и интернет-платформу для того, чтобы связать друг с другом тех, кто ищет жилье и тех, кто может его сдать. Сервис был готов летом 2008-го. Партнеры начали предлагать его инвесторам.
Они договорились о переговорах с 15-ю “бизнес-ангелами”. 8 из них идея не заинтересовала, а 7 просто проигнорировали встречу.
Найти финансирование не получилось, но начинающие бизнесмены не отчаялись и решили запустить проект в Денвере, на съезде Демократической Партии США. Мероприятие было крупным, мест в гостиницах не хватало и сервис AirBed & Breakfast помог многим сторонникам Обамы снять и сдать жилье. После съезда на сайте появилось 600 первых клиентов, но это был временный успех.
Чески и Геббиа придумали шутливый дизайн сувенирных коробок для хлопьев специально для сторонников Обамы и его соперника сенатора Маккейна и организовали продажу на предвыборных мероприятиях. На каждой пачке была реклама нового сервиса аренды жилья. Эксклюзивная коробка стоила $40, и партнеры заработали для своего стартапа $30 тыс. Предприимчивость начинающих бизнесменов привлекла внимание инвестора Пола Грэма, который поддержал стартап небольшой инвестицией. Он пытался заинтересовать проектом Фреда Уилсона из Union Square Capital, но переговоры ни к чему не привели.
Позднее Уилсон попросил у Брайана Чески пачку Обама-хлопьев в подарок как напоминание о собственной глупости и предостережение от ошибок в будущем.
Тем временем, пока инвесторы вели переговоры, партнеры не теряли времени даром. Нэйтан, а он теперь был техническим директором, дорабатывал сайт. Джо и Брайан устраняли одну из проблем сервиса – некачественные фотографии арендодателей. Они вооружились хорошим фотоаппаратом и поехали в Нью-Йорк, в котором на тот момент находилось большинство пользователей, и лично ходили от двери к двери, фотографируя помещения, хозяев, виды из окна, завтраки. Они как дизайнеры понимали важность привлекательных картинок, показывающих уютную атмосферу и радушных хозяев.
К 2009-му на AirBed & Breakfast было около 10 тыс зарегистрированных пользователей. Бизнесмены сместили акцент с исключительно спальных мест и разрешили регистрироваться владельцам любых помещений, а чтобы не смущать клиентов надувными матрасами, переименовали портал в Airbnb. Действия партнеров принесли хорошие плоды – весной 2009-го они получили первые крупные инвестиции. Альфред Лин из Sequoia Capital добавил стартап к своему портфолио, а фонд вложил в компанию $600 тыс.
Первые деньги оказались очень кстати. Чески выразился о них так: "мы наконец-то перестали доедать остатки сувенирных хлопьев и перешли на доширак”.
Другие инвесторы не заставили себя долго ждать, и буквально через пару лет из небольшого стартапа выросла прибыльная международная компания. К 2011-му она присутствовала уже в 89-ти странах мира, а в 2012 году открылся первый офис Airbnb в России.
Успех Airbnb не случаен. Это результат упорной работы и удачной маркетинговой политики. Компания показала, что быстро справляется с трудностями: после того, как гости разгромили и ограбили дом одного из клиентов, фирма сформировала страховую политику для арендодателей, которая покрывает ущерб на сумму до $1 млн. Сервис также старается соблюдать правила, касающиеся краткосрочной аренды в тех городах, в которых он представлен.
Маркетологи Airbnb в 2015-м привлекли несколько звезд мирового масштаба. Первой гостьей стала певица Мэрайя Кэри, которая отдохнула в дорогих апартаментах, снятых через сервис и поделилась впечатлениями в Instagram. Гостями были также Кендалл Дженнер, Бритни Спирс, Бейонсе. Они придали Airbnb налет “люксовости”. Пользоваться порталом стало не только удобно, но и круто.
Фирма постоянно работает над поиском новых сопутствующих услуг: путеводители, экскурсии и личные гиды, логистика путешествия, мероприятия. Сейчас через Airbnb так же возможна долгосрочная аренда от 28 ночей.
К 2017-му компанию оценивали в $31 млрд, но весной этого года оценка упала до $18 млрд. Это результат пандемии, которая ударила в первую очередь по туризму и смежным отраслям мировой экономики. Брайану Чески пришлось уволить четверть сотрудников, фирму спасали инвесторы. Тем не менее, на осень вновь было заявлено IPO Airbnb.
Блестящее IPO Airbnb
Финансовые издания сообщают, что это первичное размещение может стать историческим. Такого взлета не было уже давно. Незадолго до IPO стоимость акций Airbnb варьировалась от $40 до $50 за единицу, а фирма оценивалась примерно в $30 млрд. Дальнейшую стоимость акций решил предварительный аукцион, по итогам которого торги открылись с $68 за акцию, а закрылись на отметке $144,71, на пике бумаги торговались по $165 за единицу. За сутки стоимость компании удвоилась и превысила $100 млрд, а акции выросли на 112,81%. Сервису удалось привлечь около $3,4 млрд и это превзошло самые смелые ожидания основателей стартапа. На сегодняшний день личное состояние Блечарзика и Геббиа составляет $10,3 млрд у каждого, а Чески – $12,5 млрд. Кстати, все трое подписали “Клятву Дарения”.
Это не предел, ведь мировой рынок только краткосрочной аренды жилья по оценкам аналитиков компании – $1,8 трлн. Прибавим сюда аренду "в долгую" – $210 млрд, а также предоставляемые туристам "впечатления", такие как экскурсии и различные мероприятия – $1,4 трлн. Получается фантастическая стоимость целевого рынка – $3,4 трлн! Амбициозной компании есть к чему стремиться. И, сделав мощный рывок, Airbnb пока опередила всех конкурентов.
Читайте также:
- Кремниевая долина: история, которую невозможно повторить
Спасибо за 👍👍👍 и подписку, заходите к нам еще. А если вам нравится, что мы пишем - установите мессенджер Gem4me, там еще много интересных каналов, которые ведут наши пользователи!