Найти тему

“Побег из Шоушенка” по-русски. Насколько в России реально бежать из тюрьмы?

Оглавление

Вор в законе Леван Абуладзе, более известный как Леван Сухумский сбежал прямо из зала суда во Владимире. Как так вышло? Адвокаты настояли, чтобы с Абуладзе сняли наручники. Конвой повиновался. После обвиняемый пошел в туалет. И уже не вышел оттуда. Судя по всему перед нами продемонстрирована четко спланированная акция, и такое напоминание, что люди из криминального мира все еще имеют вес в мире, где обычном, где, в теории, совсем другие правила.

Как скоро найдут Левана Абуладзе остается лишь гадать. Возможно, никогда, случай все же неординарный. Но он толкнул меня на размышления. Для меня как обывателя, как адвоката, как бывшего сотрудника прокуратуры все еще остается секретом - что движет людьми, когда они решаются скрыться? И еще большее недоумение вызывает их уверенность в успешно проведенной операции.

Да, для Сухумского, возможно, это не в диковинку. А что насчет простых смертных?

Взгляните на статистику: раз в год где-то в России случается как минимум один дерзкий побег. В этом году группа преступников пыталась сбежать из дагестанской колонии. У них это получилось, но оперативники задержали их по горячим следам. В прошлом году подобная история произошла в Туве. Можно подумать, что удача беглецов напрямую зависит от региона и степени “серьезности” исправительного учреждения, но нет: убегали и из колоний-поселений, где условия содержания в разы мягче, и из всеми известной столичной “Матросской тишины” и из СИЗО “Красная пресня”. К слову, из “Матросской тишины”, насколько я помню, убегали много раз. И всегда людей “возвращали”.

Но в этих историях, которые чуть-чуть не дотянули до голливудских блокбастеров, меня всегда волновал один вопрос. Ведь они же понимают, что находятся в позиции постоянного преследования и будут вынуждены постоянно убегать.Что ими движет? Ну не получится, как в “Побеге из Шоушенка” начать жизнь с чистого листа, купить хижину на лазурном берегу и чинить там лодку. Сбежавший в России домой уже не придет, родных не увидит, официально трудоустроиться никуда не сможет, внешность не изменит. Жить в глухой деревне, скитаться по гаражам? До поры до времени.

Я вижу проблему в самой уголовно-исполнительной системе, эти их упущение. Конечно, в ФСИН любит указывать, что за последние 25 лет число побегов из российских тюрем снизилось в 140 раз. Было бы странно, если бы было иначе. Важно другое. Попытка побега - это как минимум сложный психологический фактор, который нужно разбирать в судебной психиатрии.

Учитывая, что в 99% случаев беглецов находят, было бы интересно узнать их мотивы. Но, к сожалению, публикации, где подробнейшим образом раскрывались бы поведенческие особенности этих беглецов, мне не попадались на глаза. Возможно таких исследований и не проводил никто. Сбежавшего помещают в карцер, превращают условия пребывания в ад - вот и вся работа с таким спецконтингентом.

А как вы думаете, что делать с беглецами?