Найти в Дзене
Оружейникофф

Космический челнок «Буран» - впечатляющий, но дорогой и бесполезный?

Оглавление

Многоцелевой космический комплекс «Буран» кто-то сегодня ругает, кто-то – восхищается, называя его уникальным и неповторимым. Одно ясно точно – спустя почти 30 лет после закрытия проекта, он вызывает эмоции. Но давайте же разберемся, что дала стране разработка «Бурана», действительно ли он был уникальным, или просто копия шаттла.

Автор: Bilderling из русский Википедия, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=39232214
Автор: Bilderling из русский Википедия, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=39232214

Начнем с критики. «Буран» стоил примерно 17 миллиардов советских полноценных рублей, а это, на минуточку стоимость строительства Байкало-Амурской магистрали. И что, говорят критики, ну слетал он один раз в космос, сделав два витка, это стоило того?

Я думаю – стоило. Дело в том, что при создании «Бурана» делалась модернизация производств, осваивались новые технологии, научные и конструкторские решения пригодились, а возможно и пригождаются, уже после завершения проекта. Создание «Бурана» загрузило промышленность, это новые рабочие места.

Второе – это безопасность страны. Когда в СССР поняли, что американские шаттлы могут нести на себе ядерные боеголовки и запускать их над СССР в любой точке и с расстояния, когда невозможно радиообнаружение, задумались о ответе. Аналог шаттла нам был нужен – это бесспорно.

Старт "Бурана" 15 ноября 1988 года
Старт "Бурана" 15 ноября 1988 года

Также можно отметить систему автоматической посадки «Бурана», которую так никто и не смог повторить.

«Буран» - это не копия шаттлов, как утверждают многие из гвардии «все пропало». Действительно, конфигурация корабля была взята у американского аппарата, и генконструктор Глушко этого не скрывал. Но в процессе разработки было внесено множество изменений и доработок, как в конфигурацию, так и в конструкцию корабля.

Безусловно, что главной причиной спешного создания «Бурана» стала возможность его применения в возможной войне с США, как противовес шаттлам. Ведь ни шаттлы, ни «Бураны» не оправдывали возложенных на них ожиданий – они не удешевляли запуски и вывод на орбиту полезных грузов. Наоборот, межполетные работы обходились дороже одноразовых запусков.

"Союз", "Спейс Шаттл" и "Буран"
"Союз", "Спейс Шаттл" и "Буран"

«Буран» сравнивать с шаттлом не очень корректно, у проекта не было шансов на отработку, исправлению ошибок и модернизацию. Его полет был успешным, но он был единственным, далее проект закрыли, денег не было, СССР приказал долго жить. И чтобы его оценивать в полной мере, необходима многолетняя эксплуатация, а так, судить о его практической пользе трудно.

Читайте еще интересное:

Если бы не было Горбачева, у СССР был бы шанс?

Китай обязан СССР своим существованием, но об этом неудобно вспоминать

Поддержите пожалуйста канал!

-4