Уже который раз обер-лейтенант Теббениоханс поднимал перископ своей UC-44, чтобы осмотреться. Картина в объективе была та же: британские тральщики все также старательно утюжили воды Кельтского моря у входа в гавань Уотерфорда. Послышался звук отдаленного взрыва, негромкий, такой же как и полчаса назад. "Похоже, выловили ещё один наш гостинец - подумал про себя обер-лейтенант, - ну ничего, у нас ещё найдется". При этой мысли на лице его появилась ехидная ухмылка. Между тем, тральщики, закончив свою работу, медленно удалялись за горизонт.
" Ну наконец-то, - подумал он, и тут же скомандовал, - оба мотора малый вперед!" Лодка, слегка вздрогнула, словно вышла из сонного оцепенения, и медленно начала двигаться в сторону только что протраленного фарватера. Достигнув расчетной точки, Теббениоханс приказал начать постановку мин. Один за другим смертоносные снаряды покидали наклонные шахты, расположенные в носовой части лодки. Вдруг подводный корабль потряс сильнейший взрыв, потоки воды хлынули внутрь сметая всё на своем пути и заглушая крики команд и стоны раненых... Очнулся обер-лейтенант уже на поверхности воды, освободившись от обуви и отяжелевшего, тянувшего ко дну кителя, он из последних сил поплыл к берегу. Когда сил почти не осталось и подводник уже готовился отправиться ко дну, рядом показалась небольшое судно: "Давай-ка руку, старина, да ты везунчик!" - заметил один из моряков, помогая потерпевшему взобраться на борт...
Как известно, немцы достигли наибольших успехов в развитии и применении подводного флота в годы Первой мировой войны. Их подводные лодки буквально терроризировали торговый флот союзников, почти поставив Англию на грань выживания.Кроме лодок вооруженных торпедами, немцы активно развивали такой подкласс кораблей как подводный минный заградитель. Правда, тут они не были первопроходцами: первый корабль такого типа построили русские. Впрочем, это уже совсем другая история...
Подводная лодка UC-44, которой командовал обер-лейтенант Теббениоханс, относилась к так называемому UC-II -типу. Это была вторая серия подводных минзагов, построенная для кайзеровского флота в количестве 64 единиц. При водоизмещении около 500 тонн, лодки этого класса могли нести 18 мин заграждения.Кроме того в состав вооружения входили 3 торпедных аппарата калибром 500 мм и 88-мм пушка, на тот случай, если вдруг придется принять бой в надводном положении.
Летом 1917 года лодка неоднократно выходила на минные постановки вблизи гавани Уотерфорда, торгового порта на юго-восточном побережье Ирландии. Не успевали английские тральщики выловить одну порцию мин как на её месте появлялась новая. В результате, на казалось бы только что очищенном фарватере, подрывались суда.
Англичане заподозрили неладное, одним из офицеров было высказано предположение, что немцы смогли вскрыть их радио коды и поэтому могли точно знать в каком районе будет производиться траление, чтобы затем вновь забросать его минами.
И вот, 4 августа было решено устроить шоу для немецких подводников: из порта вышли несколько тральщиков и, как обычно, занялись методичным "перепахиванием" вод в поисках мин. Для достоверности, даже подорвали пару тройку зарядов взрывчатки, чтобы было похоже на настоящее разминирование. Их то как раз и слышала команда UC-44. К вечеру британский флот закончил спектакль, оставив совершенно нетронутым немецкое минное поле. Расчет оказался верен: Теббениоханс, едва дождавшись ухода тральщиков, повел лодку аккурат на собственные мины...
Для англичан захват в плен командира вражеской подводной лодки оказался большой удачей. к пленнику отнеслись со всем радушием: английский офицер находившийся на спасательном судне налил ему чаю и предоставил сухую одежду. Вместо благодарности, немец обрушился на своих спасителей с упреками, мол, халтурят ваши тральщики, мины на фарватере бросают. На что британец со всей любезностью ответил: "А мы сегодня и не собирались тралить, сэр". Только теперь герр обер-лейтенант понял, что попал в тщательно подготовленную ловушку.
На допросе он также подтвердил, что английский радиошифр немцам действительно был известен, а также дал много других ценных сведений, в том числе об устройстве своей субмарины.
Поскольку UC44 затонула на глубине около 30 метров, англичане решили попытаться поднять лодку. Для этого, ответственный за проведение операции, коммандер Дэвис предложил оригинальное решение:использовать силу прилива. Под корпус лодки завели тросы и закрепили их на понтоне, в его роли которого выступила баржа. Перед приливом баржу немного притопили, а когда уровень воды стал подниматься, водяной балласт из баржи откачали и она всплыла вместе с подлодкой, после чего их отбуксировали ближе к берегу. Затем эту операцию пришлось повторить ещё несколько раз - прошло три недели, прежде чем трофейная подлодка попала в док, где была детально осмотрена британскими специалистами, изучившими немецкий подводный минзаг до последней заклепки.
Очень довольна была и британская морская разведка: в сейфе лодки оказались сигнальные книги, шифры, коды, секретные приказы - ну в общем все, что нужно для полного разведывательного счастья.
Коммандер Дэвис тоже был доволен, потому как был награжден за успешный подъем субмарины. В общем, классический хэппи-энд. Хотя нет, один недовольный все-таки был - это был германский обер-лейтенант Теббениоханс. Говорят сидя в плену, он так и продолжал на чем свет костерить британских тральщиков за плохую работу.
Уважаемые читатели! Если понравилась статья - ставьте палец вверх! Буду очень рад. И до новых встреч на "Историческом броневичке"!