Найти тему
Кирик Аношин

Танк Т-40

Т-40 — советский лёгкий (малый по классификации своего времени) плавающий танк периода Второй мировой войны.

Т-40

Классификация

Малыйплавающий танк.

Боевая масса, т

5,5

Экипаж, чел.

2

История

Количество выпущенных, шт.

962

Размеры

Длина корпуса, мм

4110

Ширина, мм

2330

Высота, мм

1905

Клиренс, мм

300

Бронирование

Тип брони

цементированная катаная высокой твёрдости

Лоб корпуса (верх), мм/град.

15—20/10°

Лоб корпуса (низ), мм/град.

13—15/−30°

Борт корпуса (верх), мм/град.

13—15/25°

Борт корпуса (низ), мм/град.

13—15/0°

Корма корпуса (верх), мм/град.

13/35°

Корма корпуса (низ), мм/град.

13/−30°

Днище, мм

5

Крыша корпуса, мм

5

Маска орудиямм/град.

10—20

Борт башни, мм/град.

15—20/25°

Крыша башни, мм

5

Вооружение

Углы ВН, град.

−7…+25°

Углы ГН, град.

360°

Прицелы

ТМФП-1

Пулемёты

1 × 12,7-мм ДШК,1 × 7,62-мм ДТ

Подвижность

Тип двигателя

рядный 4-тактный 6-цилиндровыйкарбюраторный

Мощность двигателя, л. с.

85

Скорость по шоссе, км/ч

44

Скорость по пересечённой местности, км/ч

20—25

Запас хода по шоссе, км

300

Запас хода по пересечённой местности, км

120—150

Удельная мощность, л. с./т

15,5

Тип подвески

торсионная индивидуальная

Удельное давление на грунт, кг/см²

0,46

Преодолеваемый подъём, град.

34°

Преодолеваемая стенка, м

0,7

Преодолеваемый ров, м

1,7

Преодолеваемый брод, м

Разработан в первой половине 1939 годана московском заводе № 37 под руководством Н. А. Астрова, ведущего разработчика всей советской линейки малых и лёгких танков того периода. В декабре того же года Т-40 был принят на вооружение Красной армии и серийно выпускался на заводе № 37.

Производство Т-40, включая его сухопутные варианты, продолжалось до декабря 1941 года, когда он был заменён на сборочных линиях более мощным лёгким танком Т-60. Всего было выпущено около 960 серийных машин, которые приняли активное участие в боях Великой Отечественной войны в 1941—1942 годах. На базе Т-40 в 1941 году была построена первая самоходная установкаБМ-8-24 класса реактивных систем залпового огня на танковом шасси. Небольшое число уцелевших в боях Т-40 использовалось в качестве учебных машин вплоть до конца войны. Вскоре после окончания войны Т-40 был снят с вооружения Советской армии. До настоящего времени сохранилось два подобных танка в Бронетанковом музее в подмосковной Кубинке.

История созданияПравить

Наряду с тяжёлыми, средними и лёгкими танками система автобронетанкового вооружения РККА выделяла особый класс танков — так называемые «малые» танки, которые являлись подвидом лёгких танков в классификации боевых машин по массе. Основным назначением малых танков была разведка, связь, боевое охранение частей на марше, борьба с вражескими диверсантами и партизанами; кроме того, от них требовалось преодоление водных преград без какой-либо предварительной подготовки. В конце 1930-х годов на вооружении РККА состояли два типа малых танков — Т-37А и Т-38. Оба они представляли собой дальнейшее развитие плавающего прототипа лёгкого танка, разработанного британской фирмой «Карден-Ллойд». Доработка и адаптация под условия советской промышленности были выполнены конструкторским коллективом московского завода № 37 под руководством Н. А. Астрова. Несмотря на большие ожидания, малый плавающий танк Т-38 во многом их не оправдал, последовали две его модернизации, которые только частично устранили недостатки исходной конструкции. К основным из них относились:

  • слабое вооружение — один 7,62-мм пулемёт ДТ;
  • слабое бронирование, неспособное защитить машину от огня противотанковых ружей, осколков снарядов и ручных гранат;
  • раздельное размещение механика-водителя и командира машины, что при гибели или ранении первого выводило весь танк из строя;
  • недостаточная плавучесть, не позволяющая взять на борт сколь-нибудь значительный груз в виде бойцов-десантников или нужного армейского имущества при форсировании водной преграды. Не раз на учениях и экспериментах танки типа Т-38 тонули из-за плохой герметизации корпуса или небольшой набежавшей волны.[1]

Поэтому уже в начале 1939 годаконструкторское бюро завода № 37 во главе с Н. А. Астровым начало разработки нового малого плавающего танка, на котором можно было бы устранить большинство этих недостатков. Основными направлениями совершенствования конструкции стала разработка водоизмещающего корпуса удобной формы для передвижения на плаву, отказ от ограничений на габариты машины, применение передовых технических идей в ходовой части и уже отлаженных узлов и агрегатов от автомобильной промышленности страны. Хотя немалое число решений было заимствовано от Т-38, проект нового танка, получивший индекс 010, был полностью самостоятельной разработкой Н. А. Астрова и его сотрудников, а не дальнейшим развитием английского прародителя Т-37А и Т-38.

Стоит отметить, что судьба проекта 010 на ранней стадии была под существенной угрозой — заказчик в лице Главного автобронетанкового управления (ГАБТУ) РККА желал видеть вместо Т-38 в качестве плавающего разведчика колёсно-гусеничный танк массой 5—6 тонн с дизельным двигателем мощностью 150—180 л. с. Проект такой машины получил индекс Т-39. Назначенному временно исполняющим обязанности директора завода № 37 Н. А. Астрову (вместо арестованного Н. Козырева) пришлось немало времени и сил затратить на обоснование невозможности получить такую машину в рамках оговорённых заказчиком массогабаритных и стоимостных ограничений. К тому же дизеля для Т-39 вообще не было. Эти возражения конструктора привели только к появлению задания на разработку к осени 1937 года такого дизеля и несколько позже к визиту на завод № 37 инспекции из ГАБТУ, результатом чего был довольно неудовлетворительный для заводчан отчёт инспектирующих. Однако весной 1938 года тактико-технические требования ГАБТУ сильно изменились (бензиновый двигатель 90 л. с., только гусеничный движитель), что давало «зелёный свет» проекту 010. Тогда же ему был присвоен индекс Т-40.[2]

Проект «010» разрабатывался немногочисленным тогда конструкторским бюро завода № 37. Помимо главного конструктора, принимавшего активное участие в проектировании, в создании нового танка участвовали Р. А. Аншелевич и А. В. Богачев. Впервые в советском танкостроении была применена индивидуальная торсионная подвеска, большое внимание конструкторы уделили эргономике машины. В отличие от Т-38, механик-водитель и командир танка размещались совместно в одном обитаемом отделении, рабочее место первого располагалось в плоскости симметрии машины с достаточным обзором. Смотровой люк располагался таким образом, чтобы его не захлёстывало набежавшей волной, предусматривалось место для довольно громоздкой новой дуплексной радиостанции 71-ТК-3. В отличие от открытой установки гребного винта на Т-38, в новой машине он располагался в специальной гидродинамической нише и хорошо защищался от повреждений.

Весной 1939 года проектные работы были в основном завершены, и уже в июле начались испытания первых четырёх опытных машин, как с индивидуальной торсионной, так и с блокированной тележечной подвеской на полуэллиптических рессорах. Обширная программа испытаний включала в себя проверку ходовых и маневренных качеств танка на суше и на плаву, преодоление искусственных и естественных препятствий, отстрел оружия и оценку эргономического удобства как оружейной установки, так и всего танка в целом. Поскольку Горьковский автомобильный завод (ГАЗ) ещё не освоил производство новых двигателей ГАЗ-11 мощностью 85 л. с., на опытных танках поставили импортные прототипы будущих горьковских моторов. Испытания выявили большое количество необходимых доработок отдельных деталей, но завод № 37 оперативно устранял выявленные недостатки. В частности, был удлинён на 120 мм и уширен на 50 мм корпус, а его высоту снизили на 20 мм для повышения устойчивости на ходу и на плаву. Также конструкторы усилили торсионные валы подвески, увеличили диаметр и ширину опорных катков, заменили трёхлопастный винт на более эффективный четырёхлопастный. По результатам испытаний индивидуальная торсионная подвеска оказалась выгоднее тележечной и получила «путёвку в будущее». В исправленном виде танк проекта «010» получил одобрение от военных специалистов и курирующих танкостроение государственных деятелей.

19 декабря 1939 года Государственный комитет обороны СССР принял на вооружение РККА вместе с другими машинами лёгкий танк проекта «010» под тем же армейским обозначением Т-40 в постановлении № 443сс. В этом документе оговаривалось задание заводу № 37 выпустить к 1 марта 1940 года три опытных образца Т-40, к 1 августа — установочную серию из 15 танков и 1 октября начать их серийное производство.

К лету 1940 года завод № 37 построил ещё два опытных образца Т-40 со всеми замечаниями по результатам испытаний. К этому моменту подоспели и двигатели ГАЗ-11; это было тем более кстати из-за износа и разрегулировки импортных силовых агрегатов на опытных машинах.

В начале Великой Отечественной войны завод № 37 получил приказ о завершении серийного выпуска малого плавающего танка Т-40 и подготовке производственных мощностей к выпуску лёгкого танка Т-50. Однако РККА требовалось как можно больше танков, а технологический процесс выпуска Т-50 был просто непосилен для завода № 37. Н. А. Астров в такой обстановке начал работу над новым лёгким танком с широким использованием узлов и агрегатов Т-40, а решение о выпуске на заводе № 37 танков Т-50 было вскоре отменено в пользу увеличения выпуска «сухопутного» варианта Т-40С. Эта модификация была создана в июле 1941 года по инициативе начальника Научно-технического комитета ГАБТУ РККА полковника С. А. Афонина. Поскольку свойство плавучести Т-40 в боях первого месяца войны осталось незадействованным, то появилась возможность упростить конструкцию танка за счёт отказа от узлов и агрегатов водоходного движителя. С танка снимались гребной винт с карданным валом, коробка отбора мощности, водоходные рули, откачивающий насос, теплообменник, волноотражательный щиток и компас. Впоследствии была демонтирована и радиостанция. За счёт сэкономленной массы удалось незначительно усилить бронирование до 13—15 мм в наиболее важных местах танка, однако гидродинамическая ниша для гребного винта пока ещё сохранялась.

Ставшую ненужной гидродинамическую нишу убрали на следующей и последней модификации «сороковки», которая сейчас именуется как Т-30 по её проектному обозначению «030» (известный историк М. Н. Свирин на основании своих исследований архивных документов Наркомата танковой промышленности утверждает, что именно эта машина изначально обозначалась как Т-60 и именно её имел в виду Н. А. Астров в своём письме И. В. Сталину[2]). Этот вариант, по-прежнему обозначавшийся в войсковой и производственной отчётности как Т-40, был переработанной Н. А. Астровым версией Т-40С с целью дальнейшего усиления бронирования до 15—20 мм в наиболее ответственных частях бронекорпуса машины. Также несколько перекомпоновали внутреннее устройство танка с целью использования высвободившегося места от гидродинамической ниши и узлов водоходного движителя. С сентября 1941 года на Т-30 стали устанавливать 20-мм пушку ШВАК-Т. Сохранив компоновку и размещение узлов и агрегатов Т-30, конструктор А. В. Богачев разработал «пониженный» корпус для нового танка проекта «060», который превратился в прототип серийных Т-60. На этом история создания и развития Т-40 была закончена.[3][4]

Лёгкий танк Т-40 во всех его вариантах выпускался заводом № 37 в 1940—1941 годах. После реконструкции и расширения производственных мощностей и процессов в октябре 1940 года начался серийный выпуск «сороковки». Планом до конца 1940 года предусматривался выпуск 100 танков, но освоение серийного производства шло с трудом, заказчику был сдан 41 серийный Т-40 и построено ещё 3 опытных машины. 1941 год был отмечен успехами коллектива завода № 37 — в войска до 22 июня было поставлено 159 Т-40, наряду с достроенными машинами закладки 1940 года[3]. Производство плавающего варианта Т-40 закончилось в июле 1941 года, когда завод № 37 сдал последние 16 машин этой модификации; в серийный выпуск пошёл «сухопутный» вариант Т-40 (наименования Т-40С ни в одном документе в/в не встречается). За июль — август 1941 года было построено 136 танков Т-40 сухопутных, после чего его в производстве заменил вариант с усиленным бронированием Т-30. Эта модификация находилась в производстве вплоть до октября 1941 года включительно. В октябре 1941 года началась эвакуация завода № 37 в Свердловск (приказ от 9 октября, производство было остановлено уже 26 октября). На новом месте, используя задел ранее выпущенных бронекорпусов, завод № 37 построил последние 200 «тридцаток», после чего производство всех вариантов Т-40 было окончательно завершено. Так же небольшое количество (50 шт) выпустил в 1942 году завод № 38 в Кирове. Но поскольку основным изделием завода являлся Т-60, то доделка и сдача Т-30 затянулась вплоть до июля.

Начиная с октября Т-30 серийно начали оснащать 20-мм пушкой ШВАК — ТНШ вместо пулемёта ДШК. Этим же орудием оснащались прибывшие с фронта для ремонта Т-40 ранних серий. Бронекорпуса и башни Т-40 для завода № 37 в Москве производили Коломенский машиностроительный имени Куйбышева и Подольский заводы.

Производство Т-40/Т-30 (Составлено по М. Коломиец «Танки-смертники Великой Отечественной», Ю. Пашолок «Т-60 и машины на его базе», а также: ЦАМО РФ, ф. 38, оп. 11355 , д. 13 «Планы бронетанкового управления о распределении боевых машин по округам, сведения и ведомости военпредов о выполнении планов заказов заводами и о наличии в Красной Армии танков по годам выпуска»):

Производство Т-40 и Т-30 (по данным Военной приемки)

ПроизводительВооружениеянварьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрьВсего

*Предположительно; учитывались вместе с Т-60.

**9 из них были закончены на ГАЗ в ноябре 1941 года как обычные танки.

Всего: 3 прототипа, 947 танков, 12 М-8.