(Исаия 59)
В трёх разделах главы 59 Исаия разъясняет проблему греха народа и их единственную надежду на избавление. (1) Он подчеркивает, что грех воздвиг стену отчуждения между ними и их Богом (ст. 1–8). (2) Он признаётся, что их неправедность вызвала глубокое чувство утраты и растерянности (ст. 9–15). (3) Он говорит, что единственная надежда на искупление народа — в Господе (ст. 15–21).
ПРОБЛЕМА ГРЕХА (59:1–8)
«Вот, рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать. Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лицо Его от вас, чтобы не слышать» (59:1, 2).
Отчуждение и разделение, которые ощущал народ, произошли не по вине Господа. Слова «беззакония ваши» и «грехи ваши» (ст. 2) в еврейском тексте находятся в эмфатической позиции. Они подчёркивают причину отчуждения и разделения. Бог не бессилен спасать и готов слушать, но наш грех против Его святости возводит преграду между нами и Богом. Иоанн говорит о том же: «Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжём и не поступаем по истине» (1 Ин. 1:6).
Исаия предъявляет Иудее длинный список грехов. Такая бесчестность и жестокость преобладала в каждой области их общественной жизни:
«Ибо руки ваши осквернены кровью и персты ваши — беззаконием; уста ваши говорят ложь, язык ваш произносит неправду. Никто не возвышает голос за правду, и никто не вступается за истину; надеются на пустое и говорят ложь, зачинают зло и рождают злодейство; высиживают змеиные яйца и ткут паутину; кто поест яиц их — умрёт, а если раздавит — выползет ехидна. Паутины их для одежды негодны, и они не покроются своим произведением; дела их — дела неправедные, и насилие в руках их. Ноги их бегут к злу, и они спешат на пролитие невинной крови; мысли их — мысли нечестивые; опустошение и гибель на стезях их. Пути мира они не знают, и нет суда на стезях их; пути их искривлены, и никто, идущий по ним, не знает мира» (59:3-8).
Их дела соответствуют мерзостям, перечисленным в Прит. 6:16–19: «глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями». Макгигган интересно подытоживает эти стихи: «У них искривлённые умы, они творят кривду на кривых путях, которые сами же искривили. И всякий, кто по глупости пойдёт с ними по этому кривому пути, найдёт лишь беспокойство и погибель».
СЛЕДСТВИЯ ГРЕХА (59:9–15)
«Потому-то и далёк от нас суд, и правосудие не достигает нас. Ждём света — и вот тьма, озарения — и ходим во мраке. Осязаем, как слепые, стену и, как без глаз, ходим ощупью; спотыкаемся в полдень, как в сумерки, между живыми — как мёртвые. Все мы ревём, как медведи, и стонем, как голуби; ожидаем суда — и нет его, спасения — но оно далеко от нас. Ибо преступления наши многочисленны пред Тобою, и грехи наши свидетельствуют против нас; ибо преступления наши с нами, и беззакония наши мы знаем. Мы изменили и солгали пред Господом и отступили от Бога нашего; говорили клевету и измену, зачинали и рождали из сердца лживые слова. И суд отступил назад, и правда стала вдали, ибо истина споткнулась на площади, и честность не может войти. И не стало истины, и удаляющийся от зла подвергается оскорблению» (59:9-15).
Исаия говорит о том, каков получается результат неправедности Иудеи (ст. 9–15). В этом разделе мы видим исповедание греха на общенациональном уровне и неотвратимые ужасные последствия этого греха. Люди извратили «суд» и «правосудие» (ст. 9), и теперь они пожнут страшные последствия своего поведения, как лично каждый, так и весь народ в целом. Этот текст вызывает в памяти исповедание царя Давида после его греха с Вирсавией (Пс. 50).
Исаия говорит: «Ждём света — и вот тьма, озарения — и ходим во мраке». Употребление слов «свет» и «мрак» метафорически — любимый приём пророка. Он призывал народ «ходить во свете Господнем» (2:5) и предупреждал, чтобы они «тьму [не почитали] светом, а свет — тьмой» (5:20). Он говорил им, что Бог призвал их «во свет для язычников» (42:6). Он также напомнил им слова Бога: «Я образую свет и творю тьму» (45:7) и «[Я] суд Мой поставлю во свет для народов» (51:4).
Клайд М. Вудс пишет, что «проклятия завета, о которых Моисей предупреждал во Втор. 28:28–29, пали на греховный народ». Это бедствие было результатом грехов Иуды. «Осязаем, как слепые, стену и, как без глаз, ходим ощупью» (ст. 10) вызывает в памяти слова Господа в 6:10, когда Он послал Исаию пророчествовать. В главе 42 говорится, что Раб Господа откроет «глаза слепых» (ст. 7). Однако мы видим, что для обретения суда и спасения народ должен покаяться в своём неповиновении, в грехах и преступлениях (59:11, 12).
«Суд» и «правда» (ст. 14) предполагают нравственные действия, вытекающие из нравственных принципов (Мотьер). «Истина» и «честность» (ст. 14) лежат в основе всех нравственных принципов. Иисус молился небесному Отцу: «Освяти их истиною Твоею! Слово Твоё есть истина» (Ин. 17:17). Только приняв слово истины, Библию, мы можем творить суд и правду. Кто не внемлет этому наставлению, те, как сказано в Современном Переводе, «ограблены» (ст. 15), стали жертвой злых похотей и нечестивых поступков.
МСТЯЩИЙ ИСКУПИТЕЛЬ (59:15–21)
«И Господь увидел это, и противно было очам Его, что нет суда. И видел, что нет человека, и дивился, что нет заступника. И помогла Ему мышца Его, и правда Его поддержала Его. И Он возложил на Себя правду, как броню, и шлем спасения — на главу Свою; и облёкся в ризу мщения, как в одежду, и покрыл Себя ревностью, как плащом. По мере возмездия, по этой мере, Он воздаст противникам Своим яростью, врагам Своим — местью, островам воздаст должное. И убоятся имени Господа на западе и славы Его — на восходе солнца. Если враг придёт, как река, дуновение Господа прогонит его. "И придёт Искупитель Сиона и сынов Иакова, обратившихся от нечестия, — говорит Господь. — И вот завет Мой с ними, — говорит Господь: — Дух Мой, Который на тебе, и слова Мои, которые вложил Я в уста твои, не отступят от уст твоих, и от уст потомства твоего, и от уст потомков потомства твоего, — говорит Господь, — отныне и до вечности"» (59:15-21).
Поскольку в Иудее не было «истины» (ст. 15), то и надежды для них не было. Бог видел, что «нет заступника» (ст. 16), так как все в равной степени были жертвами и исполнителями греха. Поэтому Господь Сам даст средство спасения. Проводится сравнение немощи человека («[Он] видел, что нет человека… нет заступника») и Божьей силы (ст. 16). Выражение «мышца Божья» часто представляет собой метафору, говорящую о Его могуществе и силе (см. 52:10; Втор. 5:15). Сравните броню Господа в стихе 17 с бронёй христиан в Еф. 6:10–17. Оба перечня включают «броню правды [праведности]» и «шлем спасения». Господь воздаст по заслугам и Своему неверному народу и их врагам (ст. 18). Он всегда полностью владел ситуацией — не только Израиля, но и всех народов.
Исаия пишет: «И убоятся имени Господа» (ст. 19). Слово «убоятся» в этом контексте может означать как ужас, так и благоговение. Тем, кто противится Его воле, оно будет внушать ужас, а тем, кто смирился пред Ним, — благоговение.
Его следующее заявление даёт надежду: «И придёт Искупитель Сиона и сынов Иакова, обратившихся от нечестия» (ст. 20). «Искупитель» — это специальный термин, обозначающий того, кто выплачивает полную сумму, необходимую для того, чтобы помочь своему ближайшему родственнику. Павел сказал, что наш «Искупитель» — Иисус Христос (Рим. 11:26, 27).
«И вот завет Мой с ними», — говорит Господь (ст. 21). Иеремия пророчествовал, что Господь заключит новый завет с Израилем и Иудой, не такой, какой Он заключил у горы Синай (Иер. 31:31–34). Автор Послания к евреям соотнёс пророчество Иеремии с Иисусом и христианской эрой (Евр. 8:1–13). «Дух» Господа будет на них, и «слова» Господа будут направлять их во всех грядущих поколениях.
ПРИРОДА ГРЕХА
В этой главе Исаия широкими мазками рисует грех. Остановившись на несоблюдении народом субботы и на неправильном соблюдении постов, далее он переходит к общей картине греха. В его обличении мы видим природу греха.
Во-первых, он говорит, что грех разделяет. «Вот, рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать. Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лицо Его от вас, чтобы не слышать» (ст. 1, 2). Господь не утратил Своей силы. Его рука не усохла для того, чтобы спасать исполняющих Его волю. Его уши не утратили своей способности слышать. Он не оглох, чтобы не слышать взывающих к Нему о помощи и защите.
Народ Иудеи не видел Господнего избавления, потому что их грехи образовали преграду между ними и Богом и отгородили Его от них. Это вполне реально, ибо природа греха такова, что разлучает с Богом того, кто связал себя с ним. Кто ест яйца, насиженные грехом, умирает один, без Бога.
Во-вторых, он говорит, что грех имеет преобладающее влияние. Один грех ведёт к другому, и скоро паутина греха заплетает все уголки жизни, ограничивая и порабощая. Тот, кто открывает дверь греху, скоро обнаруживает, что грех не приходит погостить; он подчиняет себе дом, становясь хозяином, владельцем и господином. Божий народ пошёл по пути зла. Их ноги бежали к злу, они спешили пролить невинную кровь и помышляли о нечестивом. На их путях были опустошение и гибель (ст. 7). Для них настало время, когда они не знали пути мира. Не было суда на их стезях, а пути их искривились (ст. 8). Дьявол стремится властвовать; он хочет, чтобы его слуги были преданы его работе. Грех подчиняет и порабощает.
В-третьих, он говорит, что грех унижает. В конечном итоге Бог будет судить грех. «По мере возмездия, по этой мере, Он воздаст противникам Своим яростью, врагам Своим — местью, островам воздаст должное» (ст. 18). Этот суд придёт к врагам и к Израилю равно. Грех есть грех, и Бог должен судить его, где бы он ни совершался.
Грешник живёт на бомбе с часовым механизмом. У него может быть в запасе какое-то время, но бомба обязательно взорвётся. Во исполнение Своего плана и замыслов Бог поднимется и будет вершить суд, чтобы вся земля знала, что Он — Бог: «И убоятся имени Господа на западе и славы Его — на восходе солнца. Если враг придёт, как река, дуновение Господа прогонит его» (ст. 19).
Природа греха ставила Исаию перед необходимостью проповедовать только одно, только то, что проповедует Библия: покаяние. Мы не можем победить в войне с грехом. Однако Божья благодать поможет нам преодолеть грех. «И придёт Искупитель Сиона и сынов Иакова, обратившихся от нечестия, — говорит Господь» (ст. 20). Бог и дальше будет ждать и призывать людей к покаянию, пока есть время.