Сегодня мы продолжим разговор о социально - коммуникативном общении направлении в развитии ребенка.
Формирование "Я" эмоционального.
Формирование у ребенка понятийного и мимического образа эмоций, переключение поведения ребенка в игровой форме с негативного эмоционального переживания на позитивное, фиксирование и кинестетического эмоционального состояния. Коррекция поведения и эмоционально - волевой сферы. Развитие эмоциональных отношений между матерью и ребенком раннего возраста, построение позитивных отношений в диаде "Мать и дитя".
Формирование "Я" социального.
Формирование у ребенка уверенности в себе, позитивного отношения к сверстникам ( отдавать игрушку, соблюдать правила игры), выработка умения действовать согласованно, создание атмосферы эмоциональной безопасности.
Формирование идентификации образа "Я".
Развитие у ребенка навыков отождествлять, уподоблять себя какому - либо персонажу; формировать понимание позиций "Я" и "не-Я", изображать телесно и эмоционально характерные особенности персонажей.
И тут можно поиграть в игру. Игра - развлечение "Кочки". Взрослый сажает малыша на колени и изображает езду по неровной дороге, с кочками и ямами, проговаривая соответствующий текст. Не меньший восторг вызывают у малышей игровые потешки: "Ладушки", "Пока - пока", "Догоню - догоню", "Сорока", "Коза рогатая". Они сопровождаются совместными движениями рук, ног. НЕ забывается и выразительная мимика. Если с первых дней малыша окружали слова забавных пестушек, потешек, закличек и прибауток, его вхождение в мир звуков и слов будет естественным и непринужденным. С играми, потешками малыш будет впитывать языковую культуру речи, осваивать фонетику, лексику, и грамматику.
Занятия по обучению подражания следует проводить индивидуально. Ребенка 9 - 10 месяцев родитель сажает на комбинированный стол. На занятии ( так же, как и в первом полугодии) используется несколько приемов длительностью 1 -1,5 мин. каждый с паузой между ними в 30 сек. Начать занятие можно с эмоционально - речевого общения, при котором произносятся разучиваемые звуки. Ввиду того, что дети этого возраста, в силу ярко выраженной ориентировочной реакции, легко отвлекаются, приходится использовать разнообразные приемы для удержания их внимания на лице, артикуляции взрослого. С этой целью одни и те же звуки произносятся то громко (с разной интонацией), то шепотом, то беззвучно. Далее взрослый показывает игрушку, называет ее, прячет, снова показывает и называет. Воспроизведение точного названия предмета в этом возрасте трудно, поэтому допускается замена слова облегченным звукосочетанием. Взрослый же должен использовать и полное, и облегченное слово. На одном занятии можно показать две игрушки, контрастные по виду, с простым названием: например, собачку (ав -ав) и куклу (ля - ля_ или гуся (га - га) и машину (би - би). Обычно при показе второй игрушки голосовая активность детей повышается. В этой части занятия ребенку дают задания " найди", "покажи", "позови"; предлагают повторить за взрослым название название игрушки и действия с ней: "дл - ля, на, дай, иди". Заканчивается занятие повторным эмоционально - речевым общением без игрушки.
Для эффективного использования игрового материала взрослым необходимо выполнять следующие рекомендации:
- выбирайте для ребенка простые и звучные произведения творчества, повторяйте их несколько раз, чтобы запомнились малышу и были узнаваемы впоследствии;
- если вы вводите в игру новые предметы или игрушки, необходимо малыша сначала с ними познакомить;
- при использовании произведений следует проговаривать их эмоционально, меняя силу и высоту голоса, интонационно выделять смысловое содержание. Малыш должен понять, что именно взрослый хочет сказать, на что обращает его внимание;
- игры, которые предусматривают двигательную активность, необходимо проводить до кормления;
- в первое время активно помогайте ребенку, подбадривайте его, комментируйте его движения,хвалите, эмоционально обозначайте его достижения;
- добиваясь эмоционального контакта с малышом, обязательно улыбайтесь, и это вызовет в ответ улыбку ребенка, при этом не забывайте обозначить свою похвалу прикосновением к ребенку, к его ручкам;
- после окончания игры радуйтесь вместе с малышом, обнимите ребенка, поцелуйте, прижмите к себе, что вызывает единение родителей и ребенка, зафиксируйте свою радость нежным прикосновением и улыбкой.
- Г.В.Гнайкова, кандидат педагогических наук.