Как попытка сэкономить на тарифах ведет к дополнительным расходам
В начале декабря президент РФ Владимир Путин подписал закон о реформе системы обязательного медицинского страхования (ОМС). Из документа следует, что реформа коснется в основном расширения полномочий Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС).
Однако важнейший вопрос – о пересмотре убыточных тарифов дефицитного ОМС – в законе практически никак не затрагивается. Без этого невозможно создать эффективную модель медицинского страхования. Из-за низких тарифов врачи не могут оказывать необходимую бесплатную помощь, а ОМС несет дополнительные расходы, когда у пациентов возникают осложнения или недолеченное заболевание переходит в хроническую стадию.
Тратим на бесполезное, на нужное не хватает
В прошлом месяце читатели Русфонда собрали 3 554 758 руб. для Сережи Стрельникова из Улан-Удэ. У Сережи тяжелый врожденный порок сердца, и нужна срочная операция для установки протеза клапана легочной артерии.
Особенность ситуации заключалась в том, что раньше мальчик уже перенес три операции на открытом сердце. На этот раз установить протез нужно было щадящим методом – через сосуды, без наркоза и вскрытия грудной клетки.
Вот только государство не оплачивает ни протез, ни операцию, поэтому Сережина мама Татьяна обратилась за помощью в Русфонд. В ближайшее время операцию Сереже сделают – и ему не понадобится долгий восстановительный период, а риск осложнений минимален.
К сожалению, ни Русфонд, ни другие благотворительные фонды не могут помочь всем нуждающимся, оказавшимся в похожей ситуации, когда нет денег на эффективное высокотехнологичное лечение, а государство его не оплачивает.
– Проблема в том, что система здравоохранения в России не основана на научных принципах. При формировании программ ОМС научные доказательства не принимаются во внимание, из-за чего ограниченные финансы тратятся на бесполезные технологии, а эффективные оказываются недофинансированы, – такое мнение на условиях анонимности Русфонду высказал эксперт Межрегиональной общественной организации «Общество специалистов доказательной медицины» (ОСДМ). – К этой проблеме члены ОСДМ годами пытаются привлечь внимание властей, но ситуация не меняется.
Например, государство продолжает тратить немалые средства и ресурсы на программу диспансеризации, которую эксперты считают неэффективной. Одним из самых вредных аспектов они называют невозможность пройти дообследование и провести лечение заболеваний, выявленных в ходе первичного скрининга.
«Человеку сказали, что у него, вероятно, рак, но дообследовать его нет возможностей, а на лечение и у страдающих больных нет средств», – отмечает вице-президент ОСДМ профессор Василий Власов.
⭐️ Гарантии есть, а денег нет
Проблема заведомо убыточных тарифов ОМС очевидна, но говорить о ней врачи не любят. Ссылаются на то, что тарифы формируют финансисты и чиновники, а врачей никто не спрашивает. Зато с врачей строго спрашивают результат, не учитывая, есть ли у них условия и возможности для оказания эффективной помощи пациенту.
Сформировалась крайне циничная и лицемерная система
считает Николай Прохоренко, первый проректор Высшей школы организации и управления здравоохранением:
– Если у нас требования, которые предъявляются к уровню медицинской помощи и к врачам, не обеспечены условиями и деньгами, то выполнить их практически невозможно. Однако эти требования громогласно объявлены и широко освещены. Государство хочет, чтобы пациенты знали свои права, и даже СК подключился, чтобы наказывать якобы нерадивых врачей тюремными сроками. Но никто не говорит о том, что денег, которые выделяются на здравоохранение, попросту не хватает. Таким образом, государство дает гарантии, а денег на них не дает. И врачи в растерянности, они не знают, как им быть в такой ситуации. А им отвечают: вы плохо учитесь, вы недостаточно внимательны к пациентам, вы этические нормы не выполняете и неправильные лекарства выписываете. И никто не хочет признать очевидную вещь – все упирается в деньги!
Кардиолог Ярослав Ашихмин признается, что именно по этой причине в свое время ушел из системы государственного здравоохранения:
– Ушел, потому что просто не смог там работать. Потому что часто возникают ситуации, когда пациентам не может быть оказана полноценная помощь в необходимых объемах. Люди вынуждены доплачивать за лечение. А если у них нет денег? В кардиохирургии одна операция может стоить дороже, чем вся квота, выделенная на такого рода операции. Серьезная проблема с полиморбидными заболеваниями (то есть когда у одного пациента несколько хронических заболеваний, которые могут быть вызваны одной причиной либо развиваться независимо друг от друга. – Русфонд): нужен комплексный подход в лечении, но из-за низких тарифов на него просто не хватает средств.
Таким образом появляется большое количество пациентов с хроническими заболеваниями или с осложнениями после некачественного лечения, которые потом годами долечиваются опять же за счет средств ОМС.
Обратный отсчет
За три десятилетия в России так и не научились производить расчет эффективности здравоохранения. Расходы на здравоохранение в нашей стране без учета трат на частную медицину составят в 2020 году около 3,8% ВВП, заявила ранее вице-премьер РФ Татьяна Голикова. С учетом частной медицины – около 6%. Для сравнения: в США этот показатель – 17,9%.
⭐️ Николай Прохоренко отмечает, что здравоохранение в России рассматривается как затратная отрасль, которая не создает добавочную стоимость.
Тогда как в развитых странах мира учитывается не только себестоимость медицинской помощи, но и та польза, которую получает общество: демографический фактор, спасение и продление жизни, сохранение и поддержание трудоспособности. В результате возникает некий общественный консенсус – на медицинскую помощь устанавливаются рыночные цены, но с элементами государственного регулирования. У нас же политэкономия «перевернутая»:
– Сколько выделило государство денег на здравоохранение – такой его и вклад в ВВП. Тарифы ОМС у нас тоже считаются обратным отсчетом. Деньги, которые выделили на здравоохранение, фактически делятся на сложившийся объем медицинских услуг.
По мнению эксперта, реформу системы ОМС стоило бы начать с того, чтобы перевернуть подход к расчетам эффективности и тарифам «с головы на ноги», а также увеличить финансирование государственного здравоохранения как минимум в два раза.
Оксана Пашина, корреспондент Русфонда