Найти тему
Морская коллекция

Бронепалубные крейсера. Между реками и морем. «Патагония»

Оглавление

Аргентина к 80-м годам 19-го века в основном достигла своих нынешних границ, заняв спорную Патагонию во время Второй Тихоокеанской войны, когда второй претендент, Чили, был занят выяснением отношений с Перу и Боливией за другие пограничные провинции. Однако остались на этих малонаселенных территориях и недемаркированные границы. Для Аргентины на несколько десятилетий отношения с Чили стали враждебными и чреватыми большой войной.

Как показал опыт предыдущих войн на континенте, основную роль в победе часто играет наличие и эффективность военного флота, а учитывая специфику восточной части континента- и возможности этого флота действовать на полноводных южноамериканских реках. Начавшаяся в конце 80-х морская гонка вооружений между Чили и Аргентиной обошлась сторонам в 80 миллионов тогдашних полновесных долларов.

До этого аргентинский флот мог гордиться только броненосцем «Альмиранте Браун»(1880) и полуречными кораблями отряда Сармьенто постройки 70-х годов.

Когда к середине 80-х аргентинское правительство решило обзавестись первым крейсером, заказ на него, как и на другие крупные корабли, был размещен в Европе. Но выбор верфи был довольно своеобразен. Заказ был выдан австро-венгерской Stabilimento Tecnico Triestino из Триеста. Можно предполагать, что выбор был обусловлен итальянскими корнями данного предприятия ( ныне итальянский Триест тогда был частью Австро-Венгрии), благо, как мы знаем, и в дальнейшем корабли, построенные в Италии, составляли основу военного флота Аргентины.

Заказ был необычным и сам по себе. Для того, чтобы корабль мог передвигаться по рекам, техническое задание затребовало минимальную осадку, которая была, в частности обеспечена использованием плоскодонного корпуса.

Хотя сделка критиковалась в самой Аргентине ввиду заказа корабля не у первоклассной судостроительной державы, а у заштатной в морском рейтинге Австро-Венгрии, но триестинские корабелы с заказом справились и необычный корабль пополнил ряды немногочисленного тогда аргентинского флота.

Кстати тогда же в Триесте аргентинцы купили строившееся для Османской империи учебное судно (учебный паровой корвет «Ла Аргентина» в дальнейшем) и военный транспорт "Azopardo".

Первый и единственный аргентинский бронепалубный крейсер второго ранга «Патаго́ния» (в честь одноименной недавно присоединенной территории) обошелся аргентинцам в сто тысяч фунтов стерлингов. Заказанный в 1885 году крейсер спустили на воду и ввели в строй уже в 1886 году. 20 января 1887 года он покинул Триест и 28 февраля его уже встречали в Буэнос-Айресе.

Столь необычный крейсер класса "река-море" по размерам и скорости также часто классифицировали как своеобразную мореходную канонерку.

-2

-3

-4

п

модерн.
модерн.
-6

«Патагония» ARA Patagonia Stabilimento Técnico di Trieste, Триест, Австро-Венгрия. Строительный №209. Заказан 1885 год. Строительство начато 1885 год. Спущен на воду 1886 год. Завершен 1886 г. Введён в эксплуатацию 1887 год. В 1918 г. исключён из перечней флота и переоборудован в транспорт. Списан в 1927 году

Водоизмещение нормальное1450, полное1 530 тонн. Длина 64,9/ 67 м. Ширина 9,9 м. Высота 7 м. Осадка 3,89 м.
Бронирование -Палуба — 32 мм, щиты орудий — 102 мм, рубка — 37 мм
Двигатели-две горизонтальные комбинированные машины компаунд, 5 цилиндрических котлов, 2400-2730- 3 180 л. с.2 вала.Скорость хода 14 узлов. 350 тонн угля. Автономность плавания 3 500 миль. Экипаж 140-210 человек.
Вооружение- при постройке-1 × 254-мм/33 казнозарядная пушка Армстронга, 3 × 152-мм/31 казнозарядных пушки Армстронга, 4 × 87,5(76) мм/26 9 фунтовых пушки Армстронга, 2 × 62,5-мм пушки Армстронга, 8 картечниц Nordenfelt, 6 картечниц Гарднера

В 1899 году сняли 254-мм орудие и два 152 мм, оставшаяся артиллерия была переставлена на освободившиеся места. Спонсоны демонтированы.

В 1905 году крейсер был перевооружен- установлено 152 мм/40 орудие на носу и 120 мм/40 на корме, четыре 75 мм-по два на борт. Вместо старых машин установлена машина с бывшего корвета «Ла Аргентина» .

В 1909 году преобразован в исследовательское судно, внесены конструктивные изменения: сплошная палуба, подняты нос и корма, модернизировано арт. вооружение

В 1919 году модернизировали и оснастили дизелем мощностью 500 л.с., запас топлива 263 тонны нефти . Достигнутая скорость максимум 10 узлов.

-7

Крейсер имел стальной корпус, с подводной частью обшитой деревом и медными листами. Корпус гладкопалубный низкобортный с плоским дном и небольшим тараном. Всю центральную часть корпуса как на мониторах занимала огромная надстройка с одной дымовой трубой в середине.

Корабль имел продуманную систему непотопляемости- более 70 водонепроницаемых отсеков. Кроме того защиту обеспечивала броневая палуба на всю длину корпуса и бронированная рубка.

Он был также оборудован двумя прожекторами Careéis, двумя маленькими паровыми катерами и пятью весельными лодками .

Силовая установка-две горизонтальные паровые машины. Кроме того две мачты использовались под парусное вооружение брига с фактически горизонтальным бушпритом.

Артиллерийское вооружение должно было обеспечить максимальную мощность погонного огня- наиболее важного для речных сражений.

У «Патагонии» носовое орудие имело калибр 254 мм. Это было 27,5 тонное казнозарядное орудие Армстронга с длиной ствола около 30 калибров. Управление и заряжание-с помощью гидропривода.

Поддержать погонный огонь могли две 152 мм пушки Армстронг по бортам. Казнозарядное орудие весило 5 тонн. Еще одно такое орудие было установлено на корме. Все орудия имели станки системы Вавассера и броневые орудийные щиты.

Помимо дополнительных 87,5 мм пушек и десантных 62,5 мм орудий на корабле были установлены 4 4ствольных картечницы Норденфельдта и 6 двухствольных картечниц Гарднера.

За время службы (1887-1927) корабль неоднократно перестраивался и перевооружался, что значительно меняло его внешний вид.

-8
-9

Аргентинский флаг на крейсере подняли 19 ноября 1886 года, а первым испытанием стал 101 дневный переход через Атлантику.

Он стал флагманом 1-й дивизии кораблей, объединявшей мониторы «Ла-Плата» и «Лос-Андес», корвет «Уругвай», канонерку «Конститусьон» и судно «Ресгардо».

-10
-11

Как каждый уважающий себя латиноамериканский боевой корабль, крейсер отметился участием в бунтах, революциях и переворотах.

Во время Парковой революции 1890 года против коррумпированного президента Мигеля Хуареса Сельмана крейсер встал на сторону восставших. Более того вместе с канонеркой "Вилларино" он образует морскую Революционную дивизию и увлеченно обстреливает Дом правительства 27 и 28 июля. Иногда его называют даже аргентинской "Авророй".

Во избежание инцидентов иностранные военные корабли, находившиеся в Буэнос-Айресе, «Инфанта Изабель» (испанский), «Таллапуса» (США), «Грал. Ривера» (Уругвай) и «Фигл» (британский) были вынуждены покинуть устье реки Риачуэло.

В военном отношении повстанцы не преуспели, но благодаря посредничеству представителей иностранных кораблей-стационеров 29 июля было подписано перемирие, а вскоре в отставку ушел и надоевший президент.

Зато при следующей революции, 1893 года, крейсер остается верным правительству, благодаря чему восстание и было подавлено.

В августе-октябре 1894 года в составе 2-й дивизии, куда кроме «Патагонии» входили крейсера «Вейнтисинко-де-Майо» и «Нуэве-де-Хулио», участвует в учениях близ острова Мартин-Гарсия. Одновременно крейсер приобщился и к революционным событиям у соседей. Он участвует в приемке бразильских кораблей, сданных мятежным адмиралом Кастодио де-Мелло после бегства из Бразилии. Затем эти вооруженные пароходы были возвращены бразильскому правительству.

Класс баллистики
Класс баллистики
-13
-14
-15
-16

В 1895 году крейсер обозначили как учебный корабль и перевели в «Резерв 2 категории».

В начале 1902 года он принял участие в учениях 3-й дивизии флота, где успешно имитировал блокаду Рио - де - ла - Плата.

В 1909 году переклассифицирован в канонерскую лодку. В 1915 году, в ходе первой мировой войны кораблю возвращен статус крейсера и в его задачу входит дозорная служба у Рио-де-ла-Плата для наблюдения за соблюдением нейтралитета Аргентины .

Корабль за долгую службу был учебным артиллерийским кораблем, гидрографическим судном, школой юнг.

В 1917 году он был переоборудован в транспорт, на него переставлены котлы с "Ла Аргентины" и "25 мая", а оружие демонтировано. В качестве транспорта он совершил два рейса с грузами между Буэнос-Айресом и Ушуайей. В 1925 году его списали. С 1927 года использовался как плавучий склад в Рио-Сантьяго.

-17

В марте 1936 года буксирами корпус корабля был переведен в Консепсьон. Здесь на нем устроил себе штаб-квартиру местный яхт-клуб Club de Regatas Uruguay. С 1944 года с помощью двух буксиров корпус крейсера был зафиксирован на постоянной стоянке.

Старый крейсер едва не дотянул до векового юбилея, в марте 1973 года ветерана все-таки продали компании Aceros Bragado и отправили на слом в Кампане, Буэнос-Айрес.

-18

-19

В национальный праздник на рейде Рио-Сантьяго.
В национальный праздник на рейде Рио-Сантьяго.

-21
-22

 Патагония в Пуэрто-Мадеро .
Патагония в Пуэрто-Мадеро .

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам