Маркетинговая стратегия — план мероприятий и действий по развитию компании, привлечению новых клиентов и удержанию старых. Включает в себя множество факторов и нюансов. Выйти в лидеры рынка не так-то просто, и вряд ли получится сделать это без выверенной стратегии, действуя интуитивно. Сейчас рассмотрим основные нюансы и требования, помогающие создать работающую маркетинговую стратегию.
Что нужно охватить
Любая стратегия должна включать в себя:
- Описание инструментов и каналов под каждый сегмент аудитории.
- Анализ текущего маркетинга, меры его улучшения и исправления.
- Конкурентный анализ.
- Постановка бизнес-целей.
- Формирование бизнес-модели.
Есть большое количество разных способов формирования маркетинговой стратегии. Классическим считается метод, созданный американским экономистом Майклом Портером.
Он выделил три типа стратегий:
- Дифференциация — разработка уникального продукта, которого больше ни у кого нет (сложный путь).
- Фокусирование — работа в узкой нише определенного сегмента.
- Лидерство в издержках — создание выгодной цены для клиента за счет минимизации затрат.
Далее идет описание каждого шага в рамках выбранной стратегии.
Вопросы, на которые должна отвечать стратегия
По порядку рассматриваются следующие проблемы:
- Миссия организации.
- Ключевые цели.
- Измеримые целевые показатели, которых нужно достичь.
- Конкретные текущие и долгосрочные задачи.
Каждая проблема решается с точки зрения изначально выбранной стратегии (лидерство в издержках, фокусирование или дифференциация).
Необходимо сегментировать целевую аудиторию, чтобы достоверно понимать, как оптимизировать продукт или услугу под конкретных тип клиентов, как составить грамотное уникальное торговое предложение, а также — какие методы рекламы использовать. Каждый сегмент видит в продукте свою уникальную ценность.
Аудит текущего маркетинга включает в себя несколько направлений:
- Технический аудит. Проверяется скорость и правильность загрузки страниц сайта.
- SEO-аудит. Проверяется ссылочная структура, наличие аффилированных доменов, текстового спама и других критериев, которые могут повлиять на продвижение.
- Юзабилити-аудит. Проверка на наличие глюков на сайте, удобство пользования им, качество навигации, шапки, уведомления и так далее.
Кроме того, осуществляется анализ веб-аналитики и клиентского потока. Это позволяет оценить эффективность работы.
Клиентский путь
Клиентский путь — очень важный аспект в проработке стратегии. Означает то, как и чем живет ЦА. Путь клиента к вашему товару состоит из трех этапов:
- Формирование потребности. У клиента есть нерешенная задача, однако он этого пока не осознает и пользуется старым продуктом, не зная, что есть более удобный для него. Важно подумать, как заронить в его голову сомнение и желание что-то изменить.
- Поиск решения. Когда клиент задумался, необходимо дать ему все надлежащие ответы на вопросы, показать свою экспертность, выстроить точки взаимодействия.
- Поиск информации. Далее потенциальный клиент начинает искать информацию об интересующем его продукте. И тут вступает в дело сайт, который должен быть максимально продуманным, с хорошими фото и информативными текстами. Сведения о возможных выгодах и плюсах, которые получит потребитель.
В идеале, вся стратегия интернет-маркетинга должна разрабатываться не на ходу, а еще до запуска проекта. Так эффективность будет значительно выше. Разработав стратегию, в которой продуманы все нюансы, следует ее придерживаться и поэтапно добиваться результатов.