Найти тему
ТЕЛЕУЖИН

#4 Пропущенных. Отличные хорроры 2010х, которые вы могли пропустить

Оглавление

Монстры Юга

Крайне необычный хоррор, представляющий собой вереницу жутких историй, которые не имеют прямой связи лишь на первый взгляд - авторы оставили ключи к ребусу за скобками, раскрыв лишь небольшие кусочки паззла. В любом случае, фильм самобытен и располагает к просмотру необычными визуальными решениями вроде преследующих двух ключевых персонажей странных летающих скелетов, и атмосферой.

"Монстры" сняты, написаны и отчасти сыграны творческим объединением Radio Silence, которое ответственно за спорный, но также самобытный ужастик "З/Л/О" - по сути, тоже составленный из нескольких новелл. К фильму также причастна Роксанна Бенжамин, которая в том же 2015м участвовала в создании отличного триллера "Дары смерти" (о нём здесь). Кстати, двое из Radio Silence - Мэттью Беттинелли и Тайлер Джиллетт сняли в 2019 нашумевший хоррор "Я иду искать", а сейчас занимаются возрождением ужастика "Крик".

В мир "Монстров юга" нас вводят персонажи Митч и Джек, которые мчат по пустынным прериям, спасаясь от странных жутких существ. Остановка у одной придорожной заправки с магазином длится недолго, они вынуждены вновь бежать, чтобы скоро вновь оказаться...у той же заправочной станции. Митч, который возит с собой фотографию дочери, отказывается продолжать побег, и попадает в странную комнату, которая напоминает его дом. В следующей истории у той же заправочной станции останавливается девчачий странствующий рок-коллектив, однако, для них фатальной окажется другая остановка. Далее по маршруту "Монстров" мы видим, как одна из героинь предыдущей истории попадает под машину некоего Лукаса. Ведомый странным голосом из мобильника, который якобы принадлежит сотруднику 911, Лукас пытается самостоятельно спасти девушку, но мы вскоре узнаем, кому принадлежит таинственный голос, и окажемся в пространстве другой истории, приоткрывающей завесу заколодованного места. Закончится всё новой встречей с Митчем и Джеком.

Рассматривая кусочки паззла, каждый из которых - более или менее ладная история, мы пытаемся понять, что за силы управляют этим местом, однако, никаких конкретных ответов авторы нам не дают. Мы лишь стыкуем истории друг с другом, однако, запчасти не удастся сложить в единую картинку без домысливания, кусочки придётся склеивать на своё усмотрение, и главный клей здесь, конечно - ощущения от атмосферы. Это не плохо и не хорошо - есть любители такого рода досуга, есть те, кому претит отсутствие конкретики. Если вы из первых - точно стоит дать "Монстрам" шанс. Занятно, что фильм перекликается с триллером другой свободной творческой ассоциации Бенсона/Мурхеда "Паранормальное" (о нём здесь). Герои "Монстров" будто те самые ребята, вырвавшиеся из петли, но попавшие в другое заколдованное пространство.

Изъяны

Крайне интересный и необычный "комнатный" триллер, которому не нужны ни монстры ни погони, чтобы создать атмосферу дискомфорта и тревоги. Пока все продолжают носиться с "Приглашением" 2015 года, "Изъяны" вполне могут конкурировать с ним в тематике сект и тайных обществ.

Сюжет разгоняется неспешно, знакомя нас с первым ключевым персонажем - Анселем Ротом, который после стремительного карьерного взлёта в области психологии и успеха нескольких книг столь же стремительно упал, и теперь промышляет участием в семинарах, пытаясь продать свою книгу и заработать на обед и ночлег. На одном из таких мероприятий его и находят родители Клэр и стараются убедить помочь их дочери с помощью фирменного метода Анселя - контроля разума. Клэр попала под влияние странной секты "Изъяны", и перепробовавшие всё родители готовы выложить круглую сумму за то, что Ансель перепрограммирует Клэр.

Анселя преследуют коллекторы, он должен отдать долг, так что ему приходится согласиться. Важное условие - полное доверие и отсутствие вмешательств со стороны родителей девушки. Скоро Ансель и Клэр оказываются в небольшом номере придорожного отеля, где начинается процедура "прошивки". Однако, методы Анселя беспокоят родителей, а самого героя беспокоят его жизненные проблемы, однако, от них придётся отвлечься, когда с Клэр начнут происходить очень странные вещи.

Умный интересный разговорный триллер с необычными диспутами и альтернативным раскрытием темы сект. Чьи-то убеждения могут быть верными, но будут ли они достаточно сильными, и сможет ли человек сам остаться верным себе? Атмосфера, хорошо проработанные персонажи и занятный сюжетный твист в концовке - что ещё нужно для хорошего триллера?

За вратами

Есть такие фильмы, в которых отличная идея загублена дурным исполнением. С олдскул-хоррором "За вратами" всё не совсем так - реализация подкачала не на все 100 процентов. Однако, я расскажу о нём вкратце, потому что 90 это почти 100.

Кроме интересной идеи о настольной игре с гидом-видеокассетой (этакое "Джуманджи" в стиле хоррор, не говорите, что не мечтали об этом) в фильме есть попытка грамотной стилизации под фильм 80-х. Есть неплохие кадры (но есть и плохие), есть удачные музыкальные решения с закосом всё в те же 80-е (начало вообще радует, надеешься на маленький спин-офф "Странных дел"), есть магазинчик видеопроката с целыми тоннами видеокассет, настолок и старых постеров. В это ностальгическое место и приезжают двое главных героев - братья, не видевшиеся много лет. После исчезновения отца им нужно решить деловые вопросы и продать магазин, в котором герои случайно находят странную настольную игру, к которой прилагается видеокассета с визуальным помощником, похожая на запись из "Звонка". Братья понимают, что исчезновение отца связано с этой игрой, и решают пройти её. Но...

Но слишком много дёрганий из стороны в сторону и колебаний (в смысле, действительно, перебор), слишком много использований неудачных или дурно реализованных клише, вроде магазина магических вещей, слишком топорные даже для хоррора категории Б, визуальные эффекты. Определенно, в фильме есть атмосфера, особенно на старте - всё плотно и насыщенно, но для полного метра заряда не хватило. Если фанатеете от стиля 80-х и ностальгируете по старым видеоиграм (люди тогда выдумывали всевозможные способы развлекаться, и это было интересно), фильм можно посмотреть.

Не в себе

Занимательный триллер, который подавался как нечто нестандартное, к сожалению, не с точки зрения содержания, а с точки зрения технических решений. Первый фильм ужасов Стивена Содерберга, почти полностью снятый на iPhone, Содерберг сам выступал оператором. Многие поругали фильм именно за эти рекламные трюки - мол, ничего нового съемка на телефон жанру не предложила. Впрочем, что это могло предложить - стикеры и дополненную реальность?

shot from "Unsane"/2018/Steven Soderbergh/Fingerprint Releasing, Extension 765, New Regency Productions/Источник - kinopoisk.ru
shot from "Unsane"/2018/Steven Soderbergh/Fingerprint Releasing, Extension 765, New Regency Productions/Источник - kinopoisk.ru

С точки зрения сюжета "Не в себе" тоже сложно назвать новаторским. Однако, рука мастера, держащего смартфон за кадром, чувствуется - фильм получился как минимум необычным, нескучным и не без атмосферы.

Главная героиня вынуждена покинуть родные места, чтобы сбежать от преследований навязчивого ухажера. Её ментальное здоровье подорвано, и ей предлагается будто бы добровольно пролечиться в небольшой уютной психлечебнице. Однако, добровольность этого шага кажется очень спорной, с самого начала ощущается давление на героиню, которая итак еле спаслась от тяжёлого пресса. Сойер - так зовут девушку - расстаётся со своим смартфоном и сталкивается лицом к лицу со своим жилищем на ближайшие пару недель.

Однако, кажущаяся спокойной бухтой клиника сразу начинает оборачиваться мрачным местом, из которого нет выхода, и нет связи с внешним миром. Героине это могло бы пойти на пользу - по крайней мере, преследующий её поклонник не проникнет сюда - но проблема в том, что в качестве медперсонала часто рекрутируют волонтеров, и одним из этих волонтеров оказывается тот самый преследователь. Впрочем, это не столь очевидно - ведь, у героини нелады с психикой, и всё это вполне может быть частью возникшей у неё мании преследования.

Героине приходится искать способов сбежать или хотя бы воспользоваться телефоном, а для этого необходимо контактировать с людьми, чьё ментальное здоровье не менее спорное, чем её собственное. Удушающая атмосфера, напряжённые попытки понять, кто же сошёл с ума и интересная нестандартная картинка, усиливающая эффект присутствия, от которого не по себе - не знаю уж, iPhone тому причиной или видение режиссера. Фильм как минимум достоин внимания, это не шедевр, но крепкий триллер, который давно должен был быть снят. Наверное, мир ждал седьмого айфона.