Найти тему
Очерки о психопатах

Что делать с часто возникающим желанием наказать себя за какой-нибудь неидеальный поступок.

Даже если мы думаем, что никогда не ошибаемся в своих поступках или действиях, это не так. Ошибки были, есть и будут, вопрос в том, как мы их в себе воспринимаем. Бывает и наоборот: мы бываем излишне склонны приписывать себе ответственность за чужие действия или за свои пустяковые ошибки, не стоящие выеденного яйца. И в том и другом случае это - ненормальная реакция на собственное поведение.

Чаще всего бывает так: только ведя себя "суперправильно", мы остаёмся собой. Нам комфортно только в состоянии себя "правильного". Только идеальность нашего поведения позволяет нам принимать себя и даже любить. Поэтому мы становимся заложниками собственного перфекционизма. Делая все идеально, мы не нарушаем правил существования собственного образа, построенного на опорах непогрешимости . Но как только мы совершаем какой-то поступок, который неидеален с точки зрения нашего гиперпридирчивого восприятия себя, который может запятнать наш образ самих себя, и который действительно выставляет нас в своем восприятии или в глазах окружающих хоть на йоту не такими, какими мы привыкли себя ощущать, мы моментально перестаем быть собой. Оказавшиеся суперхрупкими опоры непогрешимости нашего ветхого домика самосознания рушатся и нас вышвыривает из нашего Я и мы становимся врагами самим себе, начиная питать к себе злость и ненависть. Мы фактически переходим на сторону тех, перед кеми мы опростоволосились. Мы предаём своё ослабевшее опозоренное Я и переходим на более сильную сторону - наших критиков, не прощающих чужих ошибок. Здесь надо вспомнить наших безжалостных критиков из детства - мам, пап, бабушек, дедушек, воспитателей и учителей, которые и инсталлировали в нас устойчивую привычку становится на их сторону и ругать вместе с ними самого себя - только так можно было удовлетворить их ярость и успокоить их нарциссическое волнение от проявлений неидеальности их отпрысков или подопечных. Ценой предательства самого себя. Что мы продолжаем делать и посейчас.

Переставая быть собою в моменты стыда, позора, в моменты отклонения от идеальности нашего самопредставления, мы только ухудшаем своё положение. Потому что идём против реальности. Мы начинаем бунт против реальности, отрицая в себе то, что в нас в реальности не может не быть - нашу многогранность, заключающуюся в том числе и в нашей способности быть в совершенно различных, далеких от полярных и идеализированных состояний.

Наиболее здоровая с точки зрения психологии позиция - принять себя в образе, наиболее приближенным к объективной реальности. А лучше вообще отказаться от образа, научившись принимать все свои состояния. И если уж вы решили наказать себя за ошибку - то не идите по энергетически наиболее простому пути - не эскапируйтесь из самих себя и не переходите на сторону обличающего социума. Не бросайте свой город в осаде. А останьтесь внутри него, как его глава, как защитник. Это сложно - не предать себя в момент стыда и позора. Но это лучшее "наказание", поверьте. Которое укрепит вас и ваше доверие к самим себе. И постепенно начнёт снижать ваше стремление к перфекционизму, который и вызван опасением вашей же психики, что чуть что - и вы становитесь ренегатом самим себе.