11 ноября в Музее Востока открылась выставка "Метаморфозы земли: японская керамика якисимэ". А 13 ноября в Москве закрыли все выставки. Кто успел за 2 дня посмотреть выставку -- настоящие счастливчики. Остальным пришлось довольствоваться фотографиями.
На выставке в Государственном музее Востока представлены арт-объекты и предметы быта из керамики, созданных в XVI, XIX веках и в наше время. Все они изготовлены древним способом якисимэ, при котором глина обжигается при высоких температурах и не покрывается стеклянной глазурью.
В четырех разделах выставки можно увидеть чаши, сосуды, вазы для икебаны, предметы чайной церемонии. Японские керамисты также используют древнюю технику, один из разделов выставки посвящен работам современных художников: Канэсигэ Тоё, Исэдзаки Коитиро, Вагасуги Сэйко и другие. Выставка «Метаморфозы земли» организована Японским Фондом и побывала уже в разных городах мира, в том числе и Санкт-Петербурге.
Куратор выставки и старший научный сотрудник Государственного музея Востока Анна Егорова пояснила, что главное для нее было раскрыть перед зрителем всю красоту этой непритязательной и грубоватой керамики и фарфора, которые не блестят глазурью, а демонстрируют свою матовую бисквитную поверхность.
Она рассказала о пяти ее любимых экспонатах выставки.
1. Сосуд для воды мидзусаси мастера Канэсигэ Тоё (ок. 1955)
Мне очень нравится этот предмет для чайной церемонии, он кажется грубоватым, немножко брутальным, основательной монументальной формы с легкими искривлениями, которые произошли в печи. Он покрыт пятнами естественной глазури, которая появляется от сгорания пепла на поверхности. Сосуд кажется традиционным, но в нем есть черты модернизма, переосмысление формы, которые появляются в японской керамике с середины XX века. Вещь обаятельная и интересна для разглядывания, представлена во втором зале выставки.
Канэсигэ Тоё очень интересен как автор и человек. Он с 1930-х годов начал заниматься реконструкцией старых видов керамики. В бывшей провинции Бидзэн (сейчас город Имбэ), центре гончарного мастерства, к концу XIX века была забыта технологическая традиция изготовления керамики якисимэ. Канэсигэ Тоё поставил перед собой задачу воссоздать этот способ производства. Его работа была высоко оценена в Японии, он получил звание живого национального сокровища. Канэсигэ с одной стороны мыслитель и ученый, а с другой стороны страстный керамист. Он смог увидеть и передать красоту, которая была когда-то утеряна.
Якисимэ
Якисимэ — это особы способ изготовления керамики, при котором предмет не покрывается стеклянной глазурью. Глина обжигается при высоких температурах в специальных печах ана-гама. Благодаря золе, которая плавится, на глиняной поверхности образуется уникальный узор. Эта керамика изготавливалась из специфической японской глины в большинстве случаев способом ручной формовки. Глина непластичная и быстро разваливается, в ней много минералов, железа и песка, поэтому ее свойства диктуют технологию изготовления. Многие предметы имеют свой красновато-коричневый оттенок именно благодаря примесям железа в составе глины.
Техника якисимэ возникла в конце XII века в следующих гончарных центрах Японии: Бидзэн, Токонамэ, Сигараки и других. Эту керамику использовали для чайных церемоний тядо в эпоху Адзути-Момояма в конце XVI века. В тот период было создано множество сосудов для воды мидзусаси, чаш тяван, чайниц тяирэ и ваз для икебаны. Начиная с XVII века, в эпоху Эдо, чайная церемония потеряла свою популярность, и гончары того времени изготавливали в основном неглазурованную посуду для повседневного использования. В 1930 году, после находки керамиста и археолога-любителя Тоёдзо Аракавы, в Японии возродился интерес к старой керамике. А гончар Канэсигэ Тоё реконструировал технологию якисимэ, привнеся в нее свои собственные изобретения.
2. Плоская чаша Китаодзи Росандзина (ок. 1952-1957 )
Она представлена в зале с бытовыми изделиями. Я выбрала этот предмет из-за его художника. Китаодзи — большой друг и соратник Канэсигэ Тоё, в отличие от которого является профессиональным керамистом. Он был ресторатором и основателем частного клуба гурманов в Токио, собирал китайскую и японскую старую керамику. Он почувствовал и озвучил то, что нам сейчас кажется очевидным: японская традиционная кухня очень тесно связана с сервировкой и способами подачи. Керамика даже для повседневной еды должна быть гармонична с продуктами, оттенять их цвет и текстуру. Не солировать своим богатым декором, а служить фоном для красоты еды.
Созданная им плоская чаша с загнутым бортом легко исполняет бытовую функцию: на ней можно подать еду, при этом последняя будет выглядеть великолепно, но и чаша не потеряет своей самостоятельной значимости. Она очень современна, ее отогнутый край создает динамику. На дне чаши красное квадратное пятно, которое контрастирует с темными бортами. Несколько перекрещивающихся линий созданы обгоревшей соломой, которую специально положили на предмет перед обжигом. Это все делает блюдо сложным, интересным и самостоятельным. Китаодзи любил повторять, что эта керамика прекрасна тогда, когда она служит людям.
Эпоха Адзути-Момояма (1573–1603 годы). Чайная церемония
Называется в честь имени резиденций обоих правителей Японии — дворцов Адзути и Момояма. В этот период закончилась феодальная раздробленность Японии и ею стали править Ода Нобунага и Тоётоми Хидэёси. Также этот период называют Сёкухо — слово создано из первых иероглифов фамилий двух лидеров.
Культура этой эпохи отличается особой роскошью и широким размахом. В то время приобретает популярность чайная церемония. Изначально она была элементом монастырской жизни, но потом стала проникать в аристократическую среду и приобретать черты культурной практики. Она формировалась долгое время, и закончил ее оформление чайный мастер Сэн-но Рикю. Он разработал правила чайного ритуала, убрав все светское и развлекательное и оставив философское, основанное на дзен-буддизме. Во время церемонии люди могли отрешиться от повседневности, сосредоточиться на простых вещах и ощутить духовную близость. Сэн-но Рикю служил у правителя Тоётоми Хидэёси, и особо ценил керамику якисимэ, которую изготавливали в Бидзэне и Сигараки.
3. Скульптура Какурэдзаки Рюити (2015)
Какурэдзаки Рюити родился в 1950 году в Бидзэн, сейчас продолжает очень активно работать. На выставке представлены несколько его предметов — чаши для чайной церемонии и скульптура, которая называется "со", что можно перевести как «пара». Она состоит из двух соединенных веретенообразных форм и напоминает морское животное или моллюска. Это крупная абстрактная скульптура, она занимает целую полку ветрины. Не нужно искать визуальных подпорок, это абсолютный концепт.
Художник использует все возможности глины, все то, что можно увидеть и на горшке XVI века, и в произведениях современных керамистов: подтеки естественной глазури, яркие пятна ботамочи— перед обжигом они закрываются и получается более красный цвет. Все эти приемы приходят в XXI век из XII века. И для меня очень важно, что современные художники используют этот выразительный язык ранней керамики, они находят для него новые формы и применение. И стараются эту красоту земли, глины, преобразовать в эстетическое переживание.
4. Сосуд Ито Сэкисуи V
Эта вещь была сделана в печах, которые появились в XVII–XVIII веках. В зале с художественными произведениями стоит большой круглый сосуд, сделанный мастером Ито Сэкисуи, который родился в 1941 году и до сих пор творит. Он является пятым керамистом из династии, которая работает на острове Садо в Японии. Он создает керамику из глины особого цвета и состава. На острове шла добыча золота и серебра, и глина была побочным продуктом. Позже выяснили, что она насыщена минералами и обладала лечебными свойствами — ее стали использовать для остановки кровотечений. Глина заняла важное место в жизни острова, стали появляться гончарные мастерские.
Арт-объект очень прост по форме, взгляд ни за что не цепляется: у этого сосуда нет ручек или ярко выраженной ножки. Но невозможно оторвать глаз от его терракотовой поверхности, украшенной черными пятнами, которые придают красному цвету невероятную яркость и заставляют сосуд гореть. Создается впечатление, что это шар огня или солнце, которое украшает флаг Японии. Этот сосуд ставит точку в выставке, он закрывает раздел арт-объектов.
5. Фарфоровый предмет Хаттори Макико
Было очень сложно выбрать последнюю вещь, потому что я хотела, чтобы это был предмет из фарфора. На выставке их очень много разных, и все они неглазурованы, но с разными поверхностями — гладкими или неровными.
Хаттори Макико, молодая художница, которая родилась в 1984 году. На выставке представлен сделанный ею предмет, который напоминает морскую губку и колонию кораллов. Объект сложно организован, это приплюснутый шар с отверстием и складкой, которая уходит внутрь, с приклеенными шликером (специальным фарфоровым клеем) мельчайшими ленточками и розетками из фарфора. Эти плотно подогнанные друг к другу розетки создают удивительный рельеф и ощущение мягкости. Создается впечатление, что это нечто невесомое, пушистое и живое. Такие работы повторяют природные формы, передающие движение и дыхание жизни.
Современные керамисты демонстрируют выразительные качества чистого фарфора, без глазури, краски и позолоты, и это очень интересное явление в художественной жизни Японии. С середины XX века началось распространение идей японской керамики по всему миру, и одна из них — внимание к материалу, обыгрывание его свойств.
Материал подготовила: Нина Кудякова совместно с Анной Егоровой
Фото: автора