Найти в Дзене
56-я Параллель

Як-38 смог бы стать спасительной надеждой для многих советских солдат в Афганистане

Еще в 72-ом году в Черном море прошли первые летные испытания самолета Як-38 с вертикальным взлетом и такой же последующей посадкой на палубу крейсера «Москва».

Як-38
Як-38

Летчику-испытателю предстояло совершить практически невероятное, так как никто в мире еще не делал подобного. Нарушая все общепринятые законы аэродинамики, 18 ноября 72-го года самолет Як-38 зрелищно сел на палубу противолодочного крейсера «Москва».

А всего через 4 дня, также зрелищно самолет поднялся с палубы, облетел несколько раз крейсер и приземляется обратно. Созданный в КБ Яковлева штурмовик СВВП Як-38 становится мировой сенсацией.

Самолет практически полностью удовлетворял военных всем тем требованиям, которые к нему предъявлялись. ВВС ВМФ СССР эта машина вполне устраивала. Этот день без преувеличения стал официальным днем рождением советской палубной авиации.

На самолете было установлено 3 двигателя. Две подъёмные силовые установки, которые служили исключительно для взлета и посадки, и один подъемно-маршевый, который использовался во время всего полета на всех режимах.

Его уникальность заключалась в том, что все 3 двигателя работали синхронно. В случае отказа одного из двигателей, самолет переводился в обычный режим для осуществления дальнейшей посадки по-самолетному.

Стоит отметить, что английский аналог Харриер, в случае отказа двигателя, ждала незавидная участь. В отличие от наших ученых, английским авиаконструкторам так и не удалось разработать систему, которая позволяла бы синхронизировать работу всех двигателей на самолете СВВП.

Як-38 считался одной из самых безопасных боевых машин того времени, так как на случай аварийной ситуации в нем стояла система принудительного катапультирования. Стоить отметить тот факт, что за все время эксплуатации Як-38, благодаря этой системе, не произошло не одного трагического случая.

Як-38
Як-38

Так в чем же было преимущество маленького самолета СВВП. А дело все в том, что в СССР не было огромных уязвимых авианосцев, на которых бы были длинные взлетно-посадочные полосы.

Главной ударной силой были тяжелые авианесущие крейсеры. Это были ракетный крейсер Баку, Минск, Новороссийск. Кроме собственного вооружения, они могли нести на борту до 24-х самолетов Як-38.

Тактика была достаточно проста. Сначала крейсер должен был нанести по противнику удар ракетным вооружением. Почти одновременно в воздух должны были подняться целый рой штурмовиков Як-38, которые довершали бы атаку, не оставляя противнику ни единого шанса.

Несмотря на все преимущества этого самолета, Як-38 и дальнейшее его развитие, достаточно удачный экспериментальный самолет СВВП Як-41 с возможностью сверхзвукового полета, оказался не удел у военного руководства страны.

Так в 1990 году Як-38 был официально снят с вооружения ВМФ СССР. Вследствие такого безнравственного решения, все самолеты Як-38 были списаны. А это ни много не мало - 231 машина.

Основная часть боевых машин была просто распилена и отправлена на металлолом. Финансирование разработок СВВП прекращено, а все исследования по вертикальному взлету были свернуты. Фактически на отечественной вертикальной авиации был поставлен окончательный крест раньше, чем выяснились истинные возможности этого самолета.

До сих пор этот вопрос остается актуальным и на сегодняшний день. Почему палубный штурмовик с вертикальным взлетом и посадкой оказался обузой для российского военного руководства.

Многие военные аналитики считают, что Як-38 после проделанной гигантской работы по СВВП, так и не смог показать своих истинных возможностей и истинного предназначения, просто потому, что ему так и не дали этого сделать.

Во время войны в Афганистане легкий ударный самолет Як-38, с исключительно гибким базированием, впечатляющей боевой нагрузкой и временем реагирования - менее чем 5 минут, мог бы стать незаменимым средством непосредственной поддержки наземных войск.

Он смог бы стать той самой спасительной надеждой для многих советских солдат и вертолетчиков, решавших в Афганистане боевые задачи военного руководства, порой ценой собственных жизней.

Не забывайте ставить палец вверх, подписываться на мой канал и оставлять комментарии.

Впоследствии все вышеизложенные действия очень помогут мне в продвижении моего канала. ЖМИ ПОДПИСАТЬСЯ