Найти тему
Ян Ви. Не для всех...

Серия №1. Музыкальная школа и профессия. Тексты 551-600.

551. Педагогическая профессия очень ревнива; она всегда требует, чтобы мы отдавались ей целиком и полностью… Но забывать себя в ней не нужно. Это безумно глупо…

552. Сложившиеся традиции и нормы музыкально-художественного образования начинают замечать только тогда в школах, когда внезапно в них приходят различные инновации, как всегда призванные только оптимизировать всё, что относится к этому образованию…

553. Нельзя не учитывать в школе, что преподаватели, которые «хорошо служат» интересам своих работодателей, – это всё-таки те из нас, кто тем самым служат и себе. Морально-этическую сторону дела здесь – можно, напротив, не учитывать, так как сейчас такое поведение не то что модно, но не считается непорядочным…

554. Где мы настоящие в школе? Или когда мы говорим, а лучше думаем о коллегах в ней, или когда они говорят, а лучше думают о нас? Или, когда мы ни то, ни другое, а просто неизвестные даже себе личности? Кто мы ? И кем являемся в действительности?...

555. Педагогический совет школы – всего лишь собрание более или менее профессиональных преподавателей, среди которых немало и ленивых коллег в области музыкальной педагогики…

556. Если бы музыкальная педагогика, сама по себе, не приносила никакой практической пользы преподавателям, то и тогда её нельзя было бы назвать бесполезной и вещью в себе; она ориентирует и направляет, шлифует педагогический ум и устраивает в нём профессиональный порядок…

557. Мы стремимся к знаниям не для споров, не для превосходства над коллегами, не ради выгоды, славы, власти или других целей, а ради того, чтобы быть полезным окружающим через свою профессию...

558. Хорошо бы не иметь в школе никаких профессиональных просчётов, да тогда придётся в ней не подвергать себя творческим искушениям…

559. Вся преподавательская жизнь в школе – это постоянное стремление к лучшим учебным временам…

560. Очень похоже, что опытному преподавателю для определения правильности тех или иных своих педагогических действий достаточно лишь собственного мнения, а вот не столь опытному – всегда не хватает одобрения окружающих…

561. Наверное, наилучшим способом воспрепятствовать поголовному обучению детей в музыкальных школах было бы убедить всех родителей, что обучение музыке – это не более чем выражение общераспространённого глупого предрассудка о пользе для детей начального музыкального образования…

562. Вот что совершенно удивительно в школе: в почти одинаковых производственных и учебных условиях, многие преподаватели совершают почему-то абсолютно разные профессиональные ошибки...

563. Музыкальной педагогике не присуще осознание себя самой, и она не есть вещь в себе, а есть только инструмент воздействия в наших руках…

564. «Изощрённо-умелое» воспитание музыкально-художественной одухотворённости в учениках некоторыми из нас, порою автоматически приводит к её подавлению в них...

565. Всегда так было заведено у нас: государство давало работающему в музыкальной школе преподавателю должность, а кормить себя он должен был сам как мог – кто на двух-трёх работах по профилю полученного образования, а кто и любой работой не гнушался. Как говорится, в меру своей предприимчивости… И слава богу, что государство позволяло хоть так жить…

566. Преподавание в музыкальной школе и спокойная жизнь, как правило, понятия несовместимые. И тем молодым людям, кто стремится найти спокойную работу, лучше не становиться преподавателем…

567. Терпение в нашей профессии – прекрасное качество преподавателя, но педагогическая жизнь, очевидно, слишком коротка, чтобы можно было долго терпеть…

568. Преподаватель, который с самого начала ведёт себя профессионально достойно и ответственно в школе, впоследствии, всегда будет избавлен от собственных угрызений совести…

569. В профессии, как и в шахматах: верно продвигается в ней лишь тот из нас, кто тщательно продумывает все свои педагогические действия на несколько ходов вперёд…

570. Педагогика почти любого преподавателя в школе, каким бы ни было её кредо, на практике – всегда есть систематическая организация подавления индивидуальности учащегося...

571. Профессиональный порядок в обучении рождает в ученике положительные музыкально-художественное привычки и исполнительские умения…

572. С возрастом, мы в профессии становимся серьезнее и солиднее, и это, нередко, первый шаг к тому, чтобы окончательно поглупеть в ней...

573. В школе нет ничего более обманчивого, чем то, что принято называть в ней «психологическая устойчивость»…

574. Отголоски мифа о том, что когда-то в системе начального музыкально-художественного образования существовал образовательный рай, можно и ныне встретить во многих музыкальных школах…

575. Тот из нас, кто больше учит детей разумом, а не любовью, открывает возможность тому, что править в школе должна исключительно твёрдая дисциплина и неизбежность наказания...

576. История обучения детей в музыкальной школе есть история самоотречения их от многих вещей в своей жизни...

577. Профессия не может фундаментальным образом менять жизнь человека хотя бы потому, что ей не позволит этого сделать зависть к материальным вещам, которых в профессии нет, не было и, по всей видимости, никогда и не будет…

578. Обучение в музыкальной школе менее всего походит на беззаботную игру или беспечное занятие чем-то по случаю...

579. У каждого из нас есть своя собственная планка высоты. И наш долг перед самим собой – подняться в профессии выше этой планки...

580. Из больших путаников в начале своего педагогического пути, преподаватели получаются более качественными профессионально, чем из обычных тихих членов педагогического сообщества…

581. Нынче бюджетное обучение – это когда мало учебных мест по муниципальным обязательствам, а все остальные – за деньги родителей, и не малые. Тут хорошо может быть разве что только художникам или хореографам, но не скрипачам, кларнетистам, баянистам, пианистам и многим другим…

582. Не всегда в школе с учащимися можно добиваться учебных целей любыми средствами. Музыкальное обучение – совсем не шашки, – прорваться всеми способами в дамки…

583. Когда мы в школе выступаем в роли сторонних наблюдателей, то часто у нас всех обнаруживается большая чувствительность к происходящему. Но не менее часто все мы становимся чрезвычайно бесчувственными тогда, когда дело касается своих личных действий и поступков по отношению к другим…

584. Существует давняя и древняя истина, что не стоит труда поверить в то, во что нетрудно поверить. И об этом никогда не следует забывать в школе…

585. Дети считаются центральным украшением и главной ценностью любой приличной музыкальной школы. А если это не так, то что остаётся делать преподавателям в ней: пойти повеситься или отравиться?...

586. Большое число преподавателей занимается в школе тем, что добывают себе педагогическое счастье. И, обычно, не подозревают, что самое большое счастье в школе состоит в том, что у нас всех ещё продолжает оставаться возможность быть занятыми тем, чем так или иначе владеем, пусть и за маленькие деньги…

587. Удивительно конечно, это в нас: стоит только счесть себя рабом чего-то или кого-то, как это тут же в нас и сбывается. Но что-то совсем не слышно о том в нас, когда вздумав посчитать себя первым, например, в профессии, чтобы это действительно и реально сбылось бы…

588. Известно, что все лентяи, вне зависимости ученик это или преподаватель, совсем не те люди, которые делают вид, что учатся или работают; они честно этого не делают…

589. Все воспитанные в еврейской традиции преподаватели, когда им по школьному расписанию занятий приходится работать и в субботу, должно быть внутренне сильно протестуют, так как еврейская традиция гласит: по субботам не только нельзя работать, но даже запрещено жениться на не еврейке или бриться… Как они справляются с нашим безразличием к любой существующей традиции, кроме своих, уму непостижимо? Или как?...

590. Преподаватели в школе нередко стоят на распутье между педагогическим отчаянием и полной профессиональной депрессией. И зачастую, им остаётся только молить Всевышнего о том, чтобы он даровал им мудрости сделать из этого непростого набора возможностей правильный выбор…

591. Музыкальная педагогика, пожалуй, самое что ни на есть забавное из всего того, чем нельзя заниматься без смеха в школе...

592. Настоящий профессионал – это тот из нас, в присутствии которого всё больше и больше начинаешь не нравиться самому себе…

593. Говорят в народе: «Всё нехорошо в школе, что нехорошо кончается в ней…». Однако к счастью, в школе нередко бывает и наоборот…

594. Если вы думаете плохо сразу о всём своём окружении в школе, а не по очереди, хотя бы, то это означает, что время начала вашего отпуска уже совсем близко…

595. Делать только хорошее и ощущать при этом невнимание со стороны государства к себе – удел почти всех преподавателей музыкальных школ…

596. У хороших преподавателей и у хороших учеников есть одна замечательная черта – они, кроме творческих и умственных талантов, не придают значения никаким различиям между людьми: ни в социальном положении, ни во внешности, ни в достатке…

597. Давно существует такое педагогическое мнение: если ужесточать наказание учащихся за их проступки в школе, то вместе с этим будет происходить и физическое запугивание их, что укрепит в них веру в собственный героизм и вседозволенность в поведении…

598. Профессиональный прагматизм, отказ от педагогических иллюзий и предрассудков или наличие самоиронии – возможно и делают нас в школе свободнее, но вряд ли по-человечески и профессионально сильнее…

599. Те преподаватели, которые относятся к директорам школ с большим уважением и почтением чем их коллеги, обычно, используются ими в наиболее щекотливых и малоприятных историях в школе…

600. Как говорится: педагогическое тщеславие и профессиональное честолюбие – не знают границ в школе...