Современный мир уже не мыслим без трендов и моды. И мы думаем, вы с нами согласитесь, что тем или иным тенденциям свойственно прослеживаться не только в материальной стороне жизни, но и, например, в поведении, характере, образовании, воспитании, общении и пр.
В одном из недавних интервью писатель, драматург и киноактер Евгений Гришковец в шутку сказал, что после выхода на отечественные экраны фильма «Человек дождя» с Дастином Хоффманом в роли аутиста, некоторые родители даже малейшие, в рамках допустимого, отклонения в поведении своего ребенка связывали с этим неприятным расстройством, считая своего ребенка уникальным, индиго. А кому не хочется считать свое чадо особенным?
Сейчас же мода, по словам артиста, на дислексию — расстройство, связанное с навыками чтения. Причем большинство родителей, самовольно ставя такой «диагноз» своему ребенку, даже не разобрались в сути этого недуга. Тройки за орфографические диктанты, непрочитанные в срок списки рекомендуемой литературы, неуд по изложениям — все это заботливые взрослые списывают не дислексию, не желая признавать особенности темперамента или даже банальную лень, халатность и невнимательность своего отпрыска. И Евгений Валерьевич, являющийся спонсором Ассоциации родителей и детей с дислексией, знает о чем говорит.
В школе он был худшим из учеников по русскому языку. Он не успевал дописывать окончания слов, а потом забывал к этому вернуться, он знал правила, но не умел их применять, а запомнить слова исключения или что-то такое, что нельзя вывести логическим путем, было невозможно. «Все думали, что я умный, но ленивый», — признавался Гришковец. Будущий писатель также понимал, что с ним что-то не так. В сочинениях за содержание пять, за орфографию два. Он очень медленно читал, и это его беспокоило. Но в советское время никто слыхать не слыхивал про дислексию. Об этом расстройстве Евгений Валерьевич узнал в 25 лет, прочитав статью про Лару Флинн Бойл, актрису, снявшуюся в телесериале «Твин Пикс», поклонником которого и был прозаик. Драматург был удивлен, насколько схожи его особенности с тем, что переживает Лара, и понял, что некоторые вещи он сделать просто не в состоянии.
Например, Гришковец не водит автомобиль, уверяя, что не умеет считывать даже знаковую информацию. Более того, он говорит, что каждый раз, садясь за руль, он долго вспоминает, где какая педаль, что значит та или иная стрелка и цифра. Артист практические не читает новости, признаваясь, что ему жаль своего времени, ведь он одинаково долго читает как великие романы, так и «захудалые статейки». Фиксируя числовую информацию, драматург использует не цифры, а буквы. А дочь Евгения Валерьевича пишет не с начала строчки, а только с середины, не воспринимая левый край бумажного листа.
Дисграфия, дизорфография, дискалькулия, диспраксия — дислексия может проявляться по разному, что, по мнению Гришковца, делает невозможным создание отдельных школьных классов для детей с дислексией. Так что, прежде чем торопиться с «диагнозом», советуем изучить избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения и письма. В этом вам поможет пособие по нейробиологии чтения Марианны Вулф «Пруст и кальмар».
Ганс Христиан Андерсен, Льюис Кэрролл, Александр Сергеевич Пушкин, Владимир Владимирович Маяковский, Эрнест Хемингуэй и Агата Кристи — предлагаем познакомиться с творчеством авторов, чьи проблемы с письменной речью, по мнению литературных исследователей, биографов, критиков и редакторов, находивших множество опечаток в текстах классиков, были связаны именно с дислексией.
Опасное лето
Эрнест Хемингуэй
Эта книга представляет собой путевые заметки о путешествии Эрнеста Хемингуэя в Испанию. И в большей степени — о корриде. Эти очерки были сделаны буквально «на коленке» и под сильными эмоциями, а так как прозаик считал, что вычитка текстов — работа редакторов, он никогда не изучал свои уже готовые романы на предмет ошибок. Представляете, сколько интересного находили в рукописях Хемингуэя корректоры? ;)
Загадочное происшествие в Стайлзе
Агата Кристи
Эта книга — самый первый роман «королевы детектива». Здесь читатель знакомится со знаменитым сыщиком XX столетия, усатым бельгийцем Эркюлем Пуаро, и его другом и помощником Гастингсом.
Символическая логика, или Безупречная бессмыслица
Льюис Кэрролл
Не только «Алиса в Стране Чудес»... Эта книга Льюиса Кэрролла представляет собой сборник логических парадоксов, ребусов и писем. И это не скучные и сложные задачки, а так называемые силлогизмы, у которых заключение одной истории служит посылкой другой. Наиболее известными считаются следующие парадоксы автора: «Что черепаха сказала Ахиллу?» и «Аллен, Браун и Карр».
Мамины сказки
Ганс Христиан Андерсен
Шарль Перро
«Стойкий оловянный солдатик», «Смешные желания», «Красная Шапочка» «Принцесса и свинопас», «Ребячья болтовня», «Новое платье короля»... В сказках Ганса Христиана Андерсена было так много ошибок, что издатели отказывались даже знакомиться с рукописями. Каждый раз писатель, так и не выучившийся грамоте, был вынужден обращаться за помощью к корректорам.
Война и язык
Владимир Маяковский
Эта книга Владимира Маяковского представляет собой сборник избранных статей, выступлений, тезисов докладов и цикла путевых очерков. Во всех этих работах, в их первоначальном виде, почти отсутствовали знаки препинания, так как поэт питал к ним неприязнь, особенно к запятым. Исследователи творчества Маяковского сошлись во мнении, что так называемое письмо «лесенкой» есть следствие дислексии.
Понравилась подборка? Эти и другие романы ждут вас в сервисе электронных и аудиокниг ЛитРес.
Если вы любите автобиографическую литературу, зачитываетесь мемуарами известных писателей, поэтов и общественных деятелей, предлагаем познакомиться с книгами-воспоминаниями из нашей подборки со скидкой -30%.
Еще больше интересных материалов — в нашем Telegram-канале!