К моей статье о том, легко ли уволить учителя, написали интересный комментарий с тремя вопросами:
Подобные вопросы и я задавал в своё время.
Давайте я отвечу за учителей. Это сборный ответ, не мой личный. По частям я его слышал от разных учителей. Думаю, в комментариях меня дополнят.
1) как и на что вы живёте?
Зарплата учителя не такая уж и маленькая. Конечно, базовая ставка невысока. Но есть же платные кружки, подготовка к школе, классное руководство, стимулирующая часть зарплаты. В общем, получается процентов на 20-30 выше, чем средняя по региону.
Кто-то скажет, что, мол, эти все дополнительные источники заработка - тяжкий труд и куча времени (а ещё домашки проверять). Возможно, но в то же время многие педагоги преспокойно находят время на хобби, семью и прочее. Так что нехватка времени и перманентный загруз - это скорее особенность конкретного человека, чем профессии.
А ещё есть репетиторство. Учитель с дефицитной специальностью (физик, информатик) может на репетиторстве зарабатывать вторую зарплату в лёгкую даже в провинции. Финансовая эффективность репетиторства неоспорима. Я знаю нескольких учителей, которые взяли в школе минимальную ставку без прочих плюшек, чтобы два дня работать в школе (в две смены), а остальное время репетировать.
2) почему вы все это терпите и не увольняетесь?
А что, собственно, терпеть? Высокую зарплату? Трепетное отношение начальства, исполняющего каждый каприз? Отпуск 2 месяца и всегда летом? Возможность договориться с расписанием? Соцпакет и детям садик-школа вне очереди? На этом фоне разовые конфликты с учениками и их родителями, отчёты и вэпээры выглядят как-то неубедительно.
Но.
Даже если и жизнь учителя в школе больше похожа на ад, то он всё равно не увольняется. Учителя же до пенсии и после продолжают работать!
Терпят.
Почему?
Мне очень понравился ответ одной учительницы (привожу не дословно, потому что после слышал еще несколько раз подобные слова):
я больше ничего не умею, и меня никуда не возьмут, если я уволюсь
Пединститут не даёт образования. Как правило, даже учить там не учат. Сколько мы слышали историй, полных разочарования, от молодых учителей, после диплома прибежавших в школу? Даже те крохи, которые некоторые студенты вытягивают из родного педа, оказываются лишь иллюзией. Кто-то в ней живет всю жизнь, кто-то прозревает. Но работать в другой сфере все равно не получается. Даже у молодых.
3) почему нельзя (в случае например какого-нибудь более-менее резонансного конфликта в школе) взять и написать заявления всем (вообще всем) коллективом, чтобы вся школа выпала из учебного процесса?
Вопрос человека, который никогда не работал в коллективе (или слишком наивен). Нельзя потому что коллектив - это полсотни человек. Нельзя, потому что самый резонансный конфликт никогда не затрагивает всех в полной мере. Нельзя, потому что люди - не идиоты, чтобы пилить сук, на котором сидят. Нельзя чисто по человечески, потому что директор - а в массовых увольнениях будет виноват он - это тоже человек, со своей семьёй, своими желаниями и ипотекой, и (вы не поверите!) в некоторых коллективах начальство - не демон, которого все ненавидят, а вполне уважаемый человек.
Я, например, не представляю, что должно произойти на моем предприятии, чтобы я согласился просто так внезапно в никуда уволиться чисто за компанию.
Но.
Даже если уволятся все учителя (или большая часть), школа из процесса не выпадет, и чиновники бегать не будут. Будут бегать директор школы и несколько учителей из соседних школ.
PS
Конечно, есть частные исключения. Но в общем - ситуация именно такая.
Жду дополнений в комментариях.