Только и слышно от старшего поколения и примкнувшим к ним чайлдфри: развели детоцентризм, ребенок - пуп земли, растите эгоистов избалованных! Придуман и термин: поколение снежинок. Это про рожденных в нынешнем веке. Про тех, кому сейчас -цать и кому каждый час "надо разобраться в своих чувствах".
Вот у подруги соседка (близко общаются) родила третьего в 43. Браво? Ой ли. Мало что поздний ребенок, со всеми уси-пуси-вытекающими, так еще первый мальчик. Брат двух сильно старших сестер. И крутит 8-летний шкет сестрами и мамой как хочет. Мать у него в прямом смысле на посылках - сласти покупает, рюкзак школьный носит, бахилы снимает-надевает...
Таких, кстати, я все время встречаю в поликлинике. Не перестаю удивляться: здоровый лоб/невеста на выданье, а мамочка с бахилами до сих пор вокруг скачет.
Короче, развели мы, рожденные в 70-х - начале 80-х, жуткий детоцентризм. Как так умудрились, а?
Да все просто: маятник летит в противоположную сторону.
Мы росли, по сути, сами: в СССР никто не занимался воспитанием детей. Целенаправленным, "программным", как растили барчуков при царе-батюшке. Советские - не баре: их просто растили. Базовый уход, помыть-обуть-одеть-накормить-полечить (банки на спину, горчичник на грудь, чай с малиной перорально). Записать в школу, на кружок, в секцию. Выставить гулять на полдня. Дети сами делали уроки, сами себе игры придумывали, сами познавали жизнь - во дворе, в школе, по книгам, "Мурзилке" с "Пионерской правдой".
Ну и дома, на личном родительском примере. Чаще всего - грустном.
Никто из родителей не вел с нами разъяснительных бесед, не знал, что такое "ресурс" и "контейнировать эмоции". Никто не читал умных книг, не общался с ребенком... «так?». Не изображал робомаму с искусственным интеллектом («Ты рассержен. Тебе грустно. Ты чувствуешь злость»). Не разбирал по косточкам, почему пятилетка орет дурниной - просто шлепал по заднице, ставил в угол и от чего еще в нашем веке принято падать в обморок и стучать в опеку.
Результат? Дети "ксерили" родителей. То есть росли такими же. Папа с самомнением выращивал (а не воспитывал!) такого же ребенка (нередко успешного, часто — битого ремнем). Затурканная мама — не уверенную в себе дочь (без всяких телесных наказаний). Агрессивный отец — школьного альфа-хулигана или забитого несчастного "омежку"...
Важно и то, что все всё делали одинаково. По себе и "под себя". Советского ребенка должно быть видно, но не слышно обязательно: жив, здоров, на второй год не остался, и ладно. А советские взрослые стояли в очередях, "доставали" сапоги и хорошее мясо, высаживали на горшок с полугода, а в год-два сбрасывали в ясли. И по вечерам исключительно от нечего делать (давайте уж честно: даже телека толком не было вплоть до конца 80-х) читали книги. Ребенку - тоже читали.
О наших знаниях - заботились, а на чувства хотели плевать. Советскому человеку были не положены чувства. И потребности не положены - «лишь бы не было войны».
А у нас потребности - большие. В том числе - в этих самых эмоциях. А еще больше - в материальных объектах и в знании, как их добывать. Как наши родители стремились дать нам любое высшее образование, "для корочки", так и мы стремимся дать детям "пропуск" в лучшую жизнь. В ту, где нет места страданиям, безденежью, безразличию пап и мам. Мы всего этого нюхнули в 90-х, уже в сознательном возрасте. И своим детям такого не хотим!
Потому и гиперопекаем. Как поется в неизвестной строке всем известной колыбельной: сладко мой птенчик живет - нет ни забот, ни хлопот.
Короче, сижу я и думаю: как не вырастить мимозу? Перебдишь - вырастишь, а "недобдишь" - будет великовозрастный аморфный эгоист, погрязший в разборе своих чувств. Как не допустить, как не повторить ошибки тех, кто родил вовремя?
Нет у меня ответа на этот вопрос.
А у вас?