Чувственный опыт ребенок приобретает в процессе ориентировочно-исследовательской деятельности. Познавая мир, ребенок использует следующие способы действий:
- хаотические действия, в процессе которых он действует с предметом независимо от его функции — стучит, хватает, бросает, тянет в рот и г. п. Такие действия присуши младенцам, но могут присутствовать и у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта, зрении, слуха, аутичных малышей;
- #метод проб и ошибок . Используя этот способ действия, ребенок в ходе исследования предмета осуществляет большое число проб, фиксируя правильные действия и отбрасывая ошибочные варианты. Например, вставляя фигурку в углубление такой же формы , малыш пытается по очереди вставить ее в каждое из углублений, пока не найдет правильное;
- практическое примеривание — перцептивный способ ориентировки (происходящий во внутреннем плане), в ходе которого ребенок #сравнивает свойства предметов при непосредственной их близости и действует в соответствии с результатами примеривания.
зрительное соотнесение — перцептивный способ ориентировки, при котором ребенок сравнивает свойства предметов на расстоянии при помощи зрения. Например, он #смотрит на фигурку, затем ищет глазами такое же углубление и #вставляет фигурку.
Опыт, полученный в процессе чувственного познания мира, закрепляется в представлении при помощи слова (ребенок может восстановить в памяти свойства предметов по их названию, сам #называет свойства и качества предметов). Например, ребенок может найти нужную фигурку по просьбе взрослого, самостоятельно назвать фигуры и углубления для них.