Для тренировок пилотов знаменитого И-16 требовалось достаточно большое количество учебных самолетов. Всем известно,что "ишачок" был довольно капризен в пилотировании... Естественно, вариант для обучения был запущен в серию довольно оперативно,в 1935, под названием УТИ-2. Самый массовый УТИ с мотором М-25 назывался УТИ-4. Всего построили за все годы примерно 3400 таких машин - и этот тип стал самым массовым вариантом И-16-го...
УТИ-4 активно использовали для переучивании в странах, куда поставлялись наши ястребки - в частности в Китае и Испании...
Интересна судьба вроде как единственно существующего сейчас УТИ-4 (есть в музее авиации в Хельсинки). Во время войны-продолжения, в сентября 1941-го, во время наступления финнов в районе Свири самолет был захвачен ими практически целым. Через месяц он был введен в строй, известен под кодом UT-1. В отличие от других наших И-16, этот использовался весьма интенсивно, к осени налет его составил 43 ч 23 мин. Входил в состав Т-LLv 35, специального тренировочного подразделения финских ВВС...
Сейчас его можно со всех сторон рассмотреть в Вантаа, стоит в закрытом ангаре...
Технические характеристики:
Тип двигателя 1 ПД М-25А
Мощность, л.с. 1 х 730
Максимальная скорость , км/ч у земли 398
на высоте 450
Практическая дальность, км 364
Практический потолок, м 8960
Экипаж, чел 2
О другом учебном, испанском, тех лет - здесь.
О спутниковой связи, без которой не обойтись ни воздухе, ни на море, ни на воде - здесь.
Всем удачи и успехов!