Найти тему
Satdata

УТИ-4: массовый учебный И-16 - от Китая до Финляндии

УТИ-4; слева внизу - китайский вариант
УТИ-4; слева внизу - китайский вариант

Для тренировок пилотов знаменитого И-16 требовалось достаточно большое количество учебных самолетов. Всем известно,что "ишачок" был довольно капризен в пилотировании... Естественно, вариант для обучения был запущен в серию довольно оперативно,в 1935, под названием УТИ-2. Самый массовый УТИ с мотором М-25 назывался УТИ-4. Всего построили за все годы примерно 3400 таких машин - и этот тип стал самым массовым вариантом И-16-го...

УТИ-4 активно использовали для переучивании в странах, куда поставлялись наши ястребки - в частности в Китае и Испании...

Интересна судьба вроде как единственно существующего сейчас УТИ-4 (есть в музее авиации в Хельсинки). Во время войны-продолжения, в сентября 1941-го, во время наступления финнов в районе Свири самолет был захвачен ими практически целым. Через месяц он был введен в строй, известен под кодом UT-1. В отличие от других наших И-16, этот использовался весьма интенсивно, к осени налет его составил 43 ч 23 мин. Входил в состав Т-LLv 35, специального тренировочного подразделения финских ВВС...

Сейчас его можно со всех сторон рассмотреть в Вантаа, стоит в закрытом ангаре...

"Финский" УТИ-4; наверху - единственный в миру в авиамузее в Хельсинки; все фото статьи взяты из открытых источников
"Финский" УТИ-4; наверху - единственный в миру в авиамузее в Хельсинки; все фото статьи взяты из открытых источников

Технические характеристики:

Тип двигателя  1 ПД М-25А
Мощность, л.с.  1 х 730
Максимальная скорость , км/ч   у земли  398
  на высоте  450
Практическая дальность, км  364
Практический потолок, м  8960
Экипаж, чел  2

О другом учебном, испанском, тех лет - здесь.

О спутниковой связи, без которой не обойтись ни воздухе, ни на море, ни на воде - здесь.

Всем удачи и успехов!