Найти в Дзене
Литература о жизни

Художественные средства в поэме А.А. Ахматовой "Реквием"

А.А.Ахматова. Реквием.
А.А.Ахматова. Реквием.

Приведем здесь лишь некоторые примеры художественных средств, которыми так богата эта поэма.

Аллюзии

Но крепки тюремные затворы,
А за ними «каторжные норы»
И смертельная тоска.

«Каторжные норы» — цитата, представляющая собой отсылку на стихотворение Пушкина «Во глубине сибирских руд», в котором есть такие строки:

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.

С помощью такой аллюзии, Ахматова намеренно раздвигает историческое пространство поэмы. Она намекает на то, что произведение — не только об ее личном горе матери, но и о многовековой несправедливости в русской истории; о том, что уже не первый раз в России невинные, лучшие люди посылаются на смерть или на сибирскую каторгу.

«Звезды смерти стояли над нами» — аллюзия на символ коммунистической партии, символ той жестокой власти, по воле которой погиб ее муж, а сын безвинно заточен в тюрьму.

Эпитеты

«ключей постылый скрежет», «по столице одичалой шли», «там встречались, мертвых бездыханней», «И безвинная корчилась Русь Под кровавыми сапогами...», «и упало каменное слово»...

«Тебе, такой простой и чудной» (эпитеты для Смерти)

Сравнения

«Словно с болью жизнь из сердца вынут, Словно грубо навзничь опрокинут...»,

«И ненужным привеском болтался Возле тюрем своих Ленинград» (метафора и сравнение в одной фразе. Сравнение — Ленинград болтался как «ненужный привесок»).

«За тобой, как на выносе, шла»

Олицетворение

«И безвинная корчилась Русь Под кровавыми сапогами...»

Ночи белые глядели, Как они опять глядят Ястребиным жарким оком

Метафоры

"И короткую песню разлуки Паровозные пели гудки... "(метафорическое олицетворение).

«И прямо мне в глаза глядит И скорой гибелью грозит Огромная звезда» (метафорическое олицетворение и аллюзия на символ коммунистической власти)

« Уже безумие крылом Души накрыло половину»

Повторы

Тихо льется тихий Дон,
Желтый месяц входит в дом.
Входит в шапке набекрень.
Видит желтый месяц тень.

Фольклорная форма этих повторов роднит лирическую героиню с образом всего русского народа.

Анафоры и синтаксический параллелизм

Повторяются одинаковые синтаксические структуры:

«Эта женщина больна, Эта женщина одна»,

«Муж в могиле, сын в тюрьме»,

«Я вижу, я слышу, я чувствую вас»

Гипербола

«Перед этим горем гнутся горы, Не течет великая река»,

Женщины, идущие стоять у тюрьмы, «Там встречались, мертвых бездыханней»,

«И своею слезой горячею Новогодний лед прожигать».

Еще один пример развернутой гиперболы (заключенной в целое предложение, в две строчки):

Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад (...)