Найти в Дзене
Дмитрий Тараторин

Церковь и свиньи…

Что, за странная мысль, что уменьшение числа "христиан" - это плохо? Что за ересь - идти навстречу "миру", чтобы его увеличить? Понятно, что этого требует финансовое положение клира. Но разве, Христа заботило именно оно?

«Мы исповедуем, что грех распространяется на всех. Но Божье милосердие помогает лишь некоторым. Пусть оно поможет всем, говорят они. Мы отвечаем, что есть достаточно оснований для того, чтобы Он явил Себя также праведным наказующим Судьёй. Если они не желают смириться с этим, то не желают ли они тем самым отнять у Бога способность творить милость или позволить Ему делать это лишь при условии, что Он откажется творить суд? Здесь очень уместно привести суждения св. Августина. «Если случилось так, говорит он, что в результате осуждения Адама пал весь человеческий род, то люди, принятые в славу, суть сосуды не собственной праведности, а Божьего милосердия. Что же касается людей, низверженных в погибель, то здесь нельзя указывать ни на что, кроме Божьего суда, вовсе не упрекая Бога в несправедливости» (Августин. Письма, 186 (к Паулину), VI, 18 (МРL, XXXIII, 823))», – так говорит Кальвин.

Что, за беспощадный, «нехристианский» подход, - скажут многие православные. Однако, святой Августин, который цитируется в этом фрагменте, святой и для нас…

Но как же справедливость?

Но, причем, здесь человеческое понятие о справедливости? Причем здесь логика «жалкого евклидовского ума», о которой говорил Достоевский?

Ведь, вот, что утверждает апостол Павел:

«А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: "зачем ты меня так сделал?"

Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?

Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели,

дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе,

над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников?»

Равные возможности?

Их нет. Они не предусмотрены…

Ведь, сам Христос говорит:

«Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас».

Как это сочетается с требованием проповедовать всем, не ставить «светильник под спудом»?

Святой Иоанн Златоуст объясняет:

«Под именем же псов Он здесь разумел тех, которые живут в неисцельном нечестии, без всякой надежды исправления; а под именем свиней – всегда живущих невоздержно; все таковые, по слову Его, недостойны слушать высокое учение. То же самое и Павел выразил, сказав: Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием (1 Кор. 2:14). И во многих других местах Он развращение жизни поставляет причиною того, что не приемлется совершеннейшее учение. Потому и повелевает таким людям не отворять дверей, потому что, узнавши, они становятся еще более дерзкими. Когда это учение открывается людям признательным и благомыслящим, то они благоговеют пред ним; а люди безнравственные уважают более тогда, когда его не знают. Итак, поелику по природе своей такие люди не могут познать этого учения, то пусть будет оно от них скрыто, говорит Спаситель, чтобы, по крайней мере, почтили его по причине своего неведения.

И свинья не знает, что такое бисер, а если не знает, то пусть и не видит, чтобы не попрала того, чего не знает. Ничего, кроме только еще большего вреда, не произойдет от слушания для людей с таким расположением. Они ругаются над святынею, не зная ее, и еще более возносятся и вооружаются на нас. Таков смысл слов Христовых: Чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас. Но скажешь: святыня должна быть так крепка, чтобы и по узнании осталась непобедимою, и другим не подавала случая вредить нам? Нет, не она подаст к тому случай, но то, что приемлющие ее – свиньи. Так и бисер попираемый – не потому попирается, что достоин пренебрежения, но потому, что попал к свиньям. И хорошо сказано: обратившись, не растерзали вас. В самом деле, сначала они принимают на себя личину кротости, чтобы узнать; потом, когда узнают, сделавшись совсем иными, ругаются, поносят, смеются над нами, как бы над обманутыми. Потому и Павел говорит Тимофею: Берегись его и ты, ибо он сильно противился нашим словам (2 Тим. 4:15). И в другом месте: Таковых удаляйся (2 Тим. 3:5). И еще: Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся (Тит. 3:10).

Итак, врагов всего священного вооружает против нас не сама святыня, но их доводит до безумия то, что, познав ее, они исполняются гордостью. Вот почему немалая польза оставаться им в неведении: в таком случае они не будут пренебрегать; если узнают, то двойной вред: и сами не получат от того никакой пользы, разве еще больший вред, и тебе причинят бесчисленные беспокойства. Пусть слышат это те, которые без всякого стыда сводятся со всяким без разбору и делают предметом пренебрежения то, что достойно всякого уважения. От того-то и мы, совершая таинства, затворяем двери и возбраняем вход непросвещенным – не потому, будто мы признаем недействительность совершаемых таинств, но потому, что еще многие не довольно к ним приготовлены. От того-то и сам Христос многое говорил иудеям в притчах, что они видя не видели (Мф. 13:13). Потому и Павел повелел дабы вы знали, как отвечать каждому (Кол. 4:6)».

Вы заметили, святой говорит о «псах», что они «живут в неисцельном нечестии, без всякой надежды исправления». Без всякой надежды! Значит, о таковых говорят не только кальвинисты, но и столпы православия. Да, и как не говорить, если и апостол Петр свидетельствует:

«Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится.

Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна,

о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены.

Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет;

некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы».

Сейчас многие христиане, особенно священство разных конфессий и стран горюет по поводу оттока «верующих». А стоит ли? Может быть, напротив, пора закрыть двери, чтобы не пускать на церковный порог псов и свиней?

Вместо этого святыню пытаются адаптировать под всех. То есть и под свиней, и под псов, значит.

То есть, делается обратное тому, что следует – вместо того, чтобы стремиться следовать без всяких для себя поблажек Христовым заповедям, чтобы быть «светом миру» и привлекать, тем самым «тех, кто не от мира» - через всю историю христианства магистральной линией проходит стремление привлечь и псов со свиньями, а тех, кто воистину Христов, наоборот, оттолкнуть…

Но проблема в том, что, как только Церковь была признана государством, как только она стала «институтом» и обзавелась иерархией, участие в которой давало власть, почести, деньги, свиньи и псы сами потянулись в церковь. И до тех пор, пока христианином быть выгодно (чего не может быть просто, по определению, исходя из всего, что сказано Иисусом, критерий того, что ты Его – неприятие тебя миром), от псов и свиней в церковной ограде не избавиться.

Но в этой перспективе то, что видится, как кризис церкви и ее отношений с обществом, напротив – надежда на ее подлинное возрождение.

«Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство», - говорит Христос. Бояться стоит как раз того, что паства велика и необъятна, ибо тогда пастырями в ней неизбежно становятся псы и свиньи…

Но каково будет пастырям, если закрыть двери, перед «чужими»? Какова будет, вообще, судьба и структура клира? Разумеется, совсем другой. Такой, какая нужна «малому стаду», нужна настолько, что оно и будет брать на себя материальные вопросы. И только так, а по-другому – только полное подчинение псам…