Найти тему
Жизнь Аристократки

Такая знакомая дамская сумочка. Как она появилась и эволюционировала?

Оглавление

Все знают дамскую сумочку. Этот аксессуар имеется, пожалуй, у каждой современной женщины, да и в обозримом прошлом им обладали едва ли не все. Но немногие задаются вопросом, как он возник, и какие изменения претерпел за свою многовековую историю.

Не так давно я решила осведомиться в различных источниках, откуда взялся этот, столь привычный нам аксессуар, и узнала, что история его началась сравнительно недавно, чуть менее трех столетий назад. Оказывается, своим появлением первые сумочки, если можно их так назвать, обязаны неуемному стремлению Римско-Католической церкви нести истинную веру всем народам. Участники крестовых походов привозили с собой разнообразные диковинки, среди которых были и так называемые «сарацинские мешочки» - прообраз кошельков и сумок. Дело в том, что в Средневековой Европе необходимые вещи носили в поясных узелках и мешочках, причем и мужчины, и женщины, а до XII века не было даже и их. Поскольку карманов тогда еще не изобрели, на поясе носили любые предметы, которые могли бы пригодиться вне жилища.

Средневековые дамы с прообразами сумочек на поясах.
Средневековые дамы с прообразами сумочек на поясах.

В те времена кошельки мужчин были достаточно объемными. По их образцу изготавливались и дамские - для хранения табака, духов и всевозможных притираний. Поначалу именно "гельдкатц" (кошелек) являлся хранилищем всего этого женского добра. Со временем мастера начали делать шкатулки для женских украшений и духов, и их перестали хранить в кошельках. Табак также перекочевал в табакерки. Изменив содержимое, изменялись и гельдкатцы. Так постепенно маленькие кисеты начинали приобретать формы тех сумочек, которые известны нам сегодня. У средневековой дамы к платью, как правило, был прикреплен не один мешочек - в этом состоит, наверное, главное отличие женских кисетов прошлого от современных сумочек.

Жанна-Антуанетта Пуассон маркиза де Помпадур.
Жанна-Антуанетта Пуассон маркиза де Помпадур.
Однако, мода не стоит на месте, а значит, меняются и сопутствующие аксессуары. Наступила эпоха «Короля-Солнце» - Людовика XIV. На платьях тех лет уменьшилось количество нижних юбок и сдвинулась линия талии, а это означало, что носить несколько мешочков поверх платья стало крайне неудобно. Именно в то галантное время и зародилась та самая дамская сумочка: мешочки для духов и косметики стали изящным дополнением к наряду, их украшали бисером и изысканной вышивкой. В середине XVIII века маркиза де Помпадур, фаворитка Людовика XV, ввела их в обиход аристократов. Благодаря ей бархатный мешочек, украшенный кружевами, стал обязательным атрибутом для всякой уважающей себя дворянки.
Сумочки фасона "помпадур".
Сумочки фасона "помпадур".

Любопытно, что миниатюрная сумочка в форме мешочка, затягивающегося тесьмой, до сих пор называется «помпадур». В XVIII веке этот предмет именовали "reticule", от латинского слова "reticulum" — «сеточка». Сумки с инкрустациями из черепахового панциря и жемчуга, оправленными в серебро и золото, были тогда, как сказали бы в наше время, ультрамодными.

Получили популярность и тканевые сумочки. Они изготавливались из атласа, парчи, гобелена. Встречались экземпляры, украшенные пейзажами и жанровыми рисунками. Однако, чаще все же украшением служила гарусная или бисерная вышивка. Закрывались сумки не только с помощью шнурков. В качестве замков использовались всевозможные металлические рамки и застежки разных конструкций, декорированные поделочными камнями, эмалью, позолотой и перламутровыми деталями. Известны модели сумочек того периода, имевшие бисерное тулово и узкое нитяное горлышко, замыкавшееся с помощью узкого металлического кольца, надетого на горлышко. Более распространенными в то время стали бронзовые, серебряные и золотые замочки.

Сумочки XIX века.
Сумочки XIX века.
Позже фасонов дамских сумочек стало возникать еще больше. К началу XIX века они уже подразделялись по назначению. Изобрели миниатюрные модели специально для нанесения визитов. Они не могли вмещать ничего, кроме визитных карточек. Другие, размером побольше, уже предназначались для ношения необходимых даме косметических средств, и снабжались зеркальцем, кармашком для парфюмерного флакончика, отделением для пудреницы и миниатюрным кошельком-монетницей. Тогда же, в период моды на все античное, появились сумочки, напоминающие своей формой греческую амфору, и ставшие известными под названием «ридикюль», что в переводе с французского означает «смехотворный».
-6

Специально для посещения балов заказывали роскошные вечерние варианты. Они вмещали предметы первой необходимости для подобного рода светских мероприятий - веер и carnet de bal - бальную книжка для записи кавалеров, ангажировавших даму. Для театральных вечеров существовали особые модели сумочек, имевшие отделения для лорнета или театрального бинокля. Зачастую такие аксессуары представляли собой подлинное произведение искусства.

В конце романтического века появились первые дорожные сумки.
В конце романтического века появились первые дорожные сумки.
  • Переломным моментом в истории дамской сумочки стал рубеж конца XIX — начала XX века. Это был период начала распространения моды на массовые путешествия. Дорожная сумка стала обязательным аксессуаром. Конечно же, данное обстоятельство не могло не повлиять и на внешний вид дамских сумочек. Изысканность начала уступать место практичности, в связи с чем дамы начали носить сумочки в руках, а позже и на плече. В 1896 году бренд «Louis Vuitton» разработал первую в мире багажную коллекцию с известным по сей день логотипом «LV».
Дама с сумочкой. Период конца XIX - начала XX века.
Дама с сумочкой. Период конца XIX - начала XX века.

Из декоративного дополнения гардероба сумочки все более превращались в повседневный функциональный аксессуар. Безусловно, повлияла на данный процесс прогрессирующая в обществе женская эмансипация. Однако, даже приобретавшие все большую упрощенность и функциональность сумочки, ставшие напоминать миниатюрные саквояжи, тяготели к изяществу.

-9
Последовавшая после Первой Мировой войны эпоха ознаменовались бурным всплеском модных решений. В начале 1920-х годов, как и ранее, были популярны тесемки или лямки, завершающиеся металлическим кольцом, в качестве ручек и оформления устья. В декоре преобладали зигзаги, геометрические фигуры или этнические мотивы. К середине десятилетия декор и сами формы сумочек стали видоизменяться в сторону усложнения. Мастера по изготовлению дамских аксессуаров начали украшать их клочковатой бахромой и причудливыми кисточками. Вновь стали появляться бальные и театральные модели сумочек самых изысканных форм и фасонов, а также разных размеров. К концу 1920-х годов вновь вернулись в моду модели в стиле «помпадур», украшенные ровными или извилистыми поперечными полосками, с пышной подвесной кистью снизу. Встречались экземпляры в форме полусферы с плоским дном.
-10

Сумки-конверты, возникшие еще в 20-е годы, уже прочно вошли в обиход к началу Второй Мировой войны. Тогда же были изобретены сумка-папка, сумка-чемоданчик, сумка-портфель, и так называемая «сумка для автомобиля». Модные дизайнеры даже стали присваивать создаваемым ими моделям имена собственные. В частности, сумка "Kelly" от Hermes, созданная в эпоху 1930-х, была названа в честь полюбившей ее княгини Монако Грейс Келли. В числе таких же «именитых» сумочек можно вспомнить и удлиненную стеганую модель на позолоченной цепочке от Chanel, получившую наименование "2.55" в память о дате запуска в производство - февраль 1955 года.

Знаменитая "Kelly" от Hermes.
Знаменитая "Kelly" от Hermes.

Модели хорошо знакомых нам дамских сумочек как раз и являются «прямыми потомками» тех аксессуаров, которые создавались в 1930-1950-е годы ХХ столетия. Многие из них выпускаются до настоящего времени, и стали признанной классикой, не теряя своей элегантности и актуальности и в обиходе женщин XXI века.

-12

Благодарю за внимание, если Вам понравилась статья, то буду счастлива принять Вас в качестве подписчика на моем канале, а лайк сделает меня чуточку счастливее и придаст уверенности в себе!