1. Первая фраза: цепляющее, запоминающееся начало.
2. Интрига – должна быть причина дочитать пьесу до конца.
3. Чем меньше мест действий, смен декораций, меньше актёров – тем, чаще всего, лучше. У театров часто нет ресурсов чтобы выполнять завышенные требования к подобного рода деталям. Камерные пьесы все более и более популярны. Но в них всё держится на интриге и…
4. Диалоги. Динамичные, живые, семантически ёмкие, увлекательные. Меньше ненужных лирических отступлений. Больше смысла и изящности – не слога, а изящности мысли.
5. Слог и ритмика речи тоже важны. Стоит озаботиться тем, чтобы речь героев звучала музыкально и гладко – если только спотыкание не включает в себя большой прирост семантики.
6. Эмоциональное вовлечение. Используйте детали, чтобы создать у зрителей ощущение причастности и сопряженности с судьбами героев. В большей мере всё должно играть на эту цель: ремарки из прошлого не должны давать сугубо потому что «так принято»; идеально, если любой элемент может выполнять сразу две функции: сюжетообразующую и эмоционально-вовлекающую.
7. Принимайте решение о времени действия и длительности пьесы исходя из логики п. 3.
8. Следование правилам не означает создание штампованного произведения. Нужно чувствовать грань, в которой вы продолжаете повторять образцы прошлого и те элементы пьесы, в которой вы пытаетесь выйти за пределы этих образцов. Сделать что-то слишком инновационное – не ко времени и не к месту – ваш зритель будет не здесь, будет вообще откуда-то из будущего, в лучшем случае, а значит продажи на спектакль вам не светят; сделать что-то новое, но неуловимо знакомое – искусство создания контента для современника.