Или зачем в деревенской глуши «убили Деда Мороза»?
Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!
Дорогие друзья, есть фильмы сколь удивительные, столь и неизвестные широкой публике. Мы уже делали подборку новогодних и рождественских триллеров, однако упоминали киноленты в первую очередь достаточно популярные. В первый день Нового года мы решили остановить свой взор о кинокартинах, которые требуют особого пояснения
Итак, мы говорим о фильме «Смерть Деда Мороза» (1941), который был снят в оккупированной немцами Франции. Точнее говоря, частично оккупированной, так как на некоторых южных территориях французским властям была сохранена своего рода автономия, которая будет ликвидирована уже некоторое время спустя
Надо отметить, что в этот период французское кино взяло курс на «мрачные тона», что было вполне объяснимо. С одной стороны радоваться было особо нечему, с другой стороны, это отвечало формальным установкам режима маршала Петена, что, дескать, настало время избавиться от «республиканского легкомыслия». По этой причине известная часть фильмов, снятых в годы оккупации, были весьма близки к классическому нуару – «Последний из шести» (1941), «Ворон» (1943), «Опасное путешествие» (1943)
Однако в общей праздничной обстановке нас сейчас интересует лента «Убийство Деда Мороза» («Смерть Пер-Ноэля»), которая весьма примечательна многими моментами. Во-первых, это был один из первых проектов студии «Континентал фильм», которая была ориентирована на «новое европейское кино». Хотя в то время сами немцы предпочитали мюзиклы и комедии (засилье пропагандистских лент – это миф), но во Франции отдавали предпочтение «мрачному эстетизму», весьма близкому к английской готике. По этой причине европейский нуар иногда обвиняли в фашизме (что, конечно же, глупость)
Итак, действие фильма происходит в условно «актуальное время» в савойских Альпах, расположенных на юго-востоке страны. Именно здесь в небольшой деревушке готовятся встретить Рождество. Единственной ценностью в округе является «кольцо Святого Николая», украшенное брильянтом, которое на праздничную мессу размещают в храме, в «яслях». И именно это кольцо пытается украсть злоумышленник
Одновременно с этим в окрестности, отрезанной от остального мира снежными завалами, случаются события, которые весьма напоминают сюжет страшной сказки. Местная юродивая страдальчески ищет пропавшего кота; возвращается в пустой замок долгое время путешествовавший таинственный барон; местный учитель-вольнодумец сватается к юной девушке, живущей в мире сказок (зеркало у неё держит Кот в Сапогах) и более напоминающей Спящую Красавицу
Во всём этом чувствуется приближение чего-то нехорошего, чувство грядущей беды, которая медленно, но неуклонно приближается к заснеженной деревушке. От собственно готики и хоррора данный фильм отличает изрядное количество жанровых зарисовок, посвященных обычаям тех краев. Некоторые весьма напоминают наши отечественные. Например, Пер-Ноель (Дед Мороз), который, ходя из дома и дом и собирая пожелания родителей, не прочь пропустить стопочку-иную, что к концу пути может приводить к весьма комичным ситуациям.
Опять же «Спящая Красавица» безгранично очаровательна и прелестна в своём порыве помочь тяжело больному барону, который сторонится людей и являет собой нечто вроде ницшеанского «героя-одиночки», гордо возвышающегося над «плебейской толпой». Но и его суровое сердце может быть растоплено. Если бы не смерть праздничного персонажа и не кража драгоценности, то фильм можно было принять за поучительную рождественскую историю. Однако криминальная составляющая делает его своего рода «новогодним триллером».
Опять же весьма интересно подано два момента. Во-первых, рождение и курсирование слухов у загниголовой публики. Во-вторых, игра со зрителем на предмет «убитого Деда Мороза». Вы ожидаете увидеть одних персонажей, но в итоге невольно задаетесь вопросом: а это кто еще такой?