Очень давно, когда в Москве был ледяной дождь и много знакомых пережили транспортный коллапс, я начал писать этот текст. Но пока писал тема перестала быть актуальной. И я оставил эту тему. Но вот опять ледяной дождь и решил достать из архива.
Транспортный коллапс или всём нужно улететь
Артисты ждут режиссера. На режиссерском столе лежат бумаги, как бы говоря, что ждать нужно и ждать осталось недолго. Артисты уже утомлены ожиданием. Не будем их называть, поскольку артисты без роли, а тем более перед самым её получением, довольно похожи друг на друга.
1-й актер: Ну, сколько ещё можно ждать?
Произносится это осторожно, поскольку нет сомнений, что это будет передано режиссеру. Хотя мы-то понимаем, что осторожность эта абсолютно лишняя, поскольку братья по цеху любой фразе смогут придать любой смысл. Одно слово – таланты!
Голос секретарши из динамиков (тембр этого голоса говорит о том, что все секретарши одинаковы, во-первых; и что некоторым режиссерам секретарш подбирают их жены, во-вторых; и что лучше бы уж жены не вмешивались в это интимное дело, в-третьих): Иван Иванович сказал, что он может задержаться и, что если его не будет в 11 можно открыть конверт, что на его столе.
1-й актер: Но уже 12! Неужели…
Голос секретарши: Хммм…
Что в переводе означает: вас тут много, а я одна. Скажите спасибо, что хоть сейчас вспомнила, и вообще…
1-й актер: Ну что, вскроем конверт?
2-й, 3-й и 4-й актеры отвечают так, что можно понять и как «а что ещё делать уже второй час ждем» и как «ой, не стоит на неприятность нарываться».
1-й актер вскрывает конверт и читает: «Дорогие друзья, если вы читаете это письмо значит меня нет с вами» …
Пауза, в которой и «не может быть…» и «неужели!» и «а обещания кто исполнять будет?»
…Дело в том, что я задержался на заседании Государственной Думы. Поэтому тот, кто распечатал конверт (Пауза) назначается Координатором и в его обязанности входит распр… распределение… распределение ролей.
2-й, 3-й и 4-й актеры подходят поздравить коллегу и заодно глянуть в текст письма режиссера.
Координатор (бывший первый актер, немного изменившимся голосом): Ну, что продолжим. Начнем наше собрание.
Координатор садится в кресло режиссера и продолжает читать письмо: PS- Садиться в моё кресло необязательно.
Координатор встает, потом осмотревшись, опять садится в то же кресло.
Голос секретарши: Иван Иванович просил…
Координатор встает, голос секретарши замолкает.
Координатор: У нас ещё много работы. Может, приступим? (после того как все расселись) Первая роль — это роль Бывшего Одессита. (Начинается движение, а Координатор продолжает читать, забыв, что он тоже актер.) Как известно из начальной поговорки, которую затем перефразировали чекисты и коммунисты «одесситов бывших не бывает». Если ты уже был опален этим городом, имя которого, что легкий шелест соприкосновения волны с песчаным берегом ранним летним утром, что удары шторма о холодный пирс в зимнюю непогоду, что неповторимое сочетания пряных запахов степи с соленой влагой моря, то это навсегда. Если тебе довелось осознать себя частью этой нации, что обитает повсеместно, но грезит только этим городом, то это не может быть в прошлом. Где бы ты ни услышал этот мягкий с легким нажимом на шипящие говор с интонацией, когда ударение ставится практически на каждом слоге, что должно говорить о непоколебимой уверенности в своей правоте и неуемном желании общаться всегда и со всеми, ты сразу же чувствуешь себя дома.
2-й актер (3-му): слушай, а это не Жванецкий?
3-й актер: Мих Мих уже лет двадцать никому кроме себя любимого не пишет, а ты хочешь, чтобы нам написал. А что хорошо?
2-й актер: Нет, просто про Одессу.
4-й актер: всем видом показывает, что все описанное полностью подходит ему и подходит к Координатору.
Координатор 4-му актеру: Ты что хочешь?
4-й актер: Текст своей роли.
Координатор: А, да, конечно… (Одумавшись) А почему это твоя роль?
4-й актер: А чья же?
Координатор: Ну, не знаю. Нужно обсудить.
4-й актер: А что тут обсуждать?
2-й и 3-й актеры подходят и с интересом следят за диалогом.
2-й актер: Обсудить, кто будет играть эту роль.
4-й актер: А что есть ещё кандидаты?
2-й актер: Нет. Разве здесь кроме тебя есть ещё хоть один артист? Вернее, не так. Хоть один гениальный артист.
4-й актер: Но это моя роль!
3-й актер: Почему?
4-й актер: Ну, неужели непонятно?
Координатор, 2-й и 3-й актеры (одновременно): Неееет.
4-й актер: Даже не знаю, как объяснять очевидные вещи. Но вы хотя бы видите, что здесь нужно обаяние?
Общий немой вопрос.
4-й актер: Внешняя привлекательность!
Общий немой вопрос.
4-й актер: Ну, то, что одессит должен всем нравиться, вы понимаете?
2-й актер: А кто тебе сказал, что ты всем нравишься?
3-й актер: Это ему мама все время так говорит. Ты думаешь, кто ему цветы дарит после каждого спектакля?
4-й актер: Вот только не нужно этой мелкой зависти. Она унижает в первую очередь вас. Нужно уметь ценить талант. Чужой талант, поскольку своим не разжились.
Координатор: Ты знаешь, я с тобой согласен. Обаяние, внешняя выразительность, энергия, напор…
4-й актер: Ну, хоть один объективный человек в этом террариуме!
Координатор: Пожалуй, мне это подойдёт. (И что бы пресечь возможные дискуссии по-деловому продолжает читать) Примечание. Роль Бывшего Одессита не может быть предложена Координатору. Хммм... Хм... (Внимательно изучает текст и, расстроившись, уже 4-му актеру) Ладно, бери. Следующая роль, роль Коренного Москвича. Коренной москвич — это человек, которому от рождения на зависть всего остального населения России и многих соседних стран дарована московская прописка и квартира в Москве. Но чтобы испортить радость от столь щедрого дара недоброжелатели испортили это самое прекрасное место в мире, сделав его столицей. А скажите, в какой стране население любит или просто хорошо относится к столичным обитателям? И за что их любить? То, что приходится всему остальному населению добиваться, ему коренному столичному жителю даровано только за то, что его мама приехала в столицу, когда его ещё на свете не было. А что делать, если мы чаще всего гордимся тем, к чему не приложили никаких усилий: полом, возрастом, местом рождения, национальностью? И наш герой не испорчен борьбой за место под столичным солнцем. Имея множество высокопоставленных родственников, у него даже мысли не возникает использовать свои родственные узы и знакомства. Правда всем этим с успехом пользуется его жена, естественно не москвичка. Одним словом, роль Коренного Москвича это роль хорошего человека из замечательного города, которому нужно ненадолго покинуть родной город, но не удается это сделать.
2-й и 3-й актеры одновременно подходят за текстом, всем видом показывая, что сомнений в том, кто будет играть эту роль, быть не может.
Координатор: Я думаю, эту роль лучше сыграет реальный коренной москвич. (2-й и 3-й актеры разворачиваются и занимают свои места)То-то. (Читает дальше) Примечание, эту роль не может играть Координатор. (2-й и 3-й актеры опять встаю со своих мест, и подходят к Координатору)
4-й актер (Уже Бывший Одессит): Я думаю, что эту роль…
Координатор, 2-й и 3-й актеры: А тебя вообще никто не спрашивает!
4-й актер: (Уже Бывший Одессит): Молчу, молчу. Я просто хотел сказать, что предпочел, чтобы моим партнером был…
Координатор, 2-й и 3-й актеры: Заткнись!
Координатор: Давайте так, кто дольше живет в Москве?
3-й актер: Может лучше жребий?
Координатор протягивает текст 2-му актеру.
3-й актер: Так всего-то на 2 года дольше.
2-й актер (уже Коренной Москвич): Да, у меня юбилей. Можно сказать серебряная свадьба с Москвой – двадцать пять месяцев.
Координатор продолжает исполнять свои обязанности:Следующая роль… (ищет примечание в конце текста, не находит и радостно продолжает) это роль бывшего летчика, поэтому её не может исполнять Координатор. (Эмоции. Отдаёт текст 3-му актеру. Садится, обхватив голову руками слегка постукивая её по столу)
Подходит Бывший Одессит и пытается погладить Координатора по голове, но тот отстраняется.
Бывший Одессит: Ну не надо! Не расстраивайся! Тут ещё роль есть. (Координатор напрягается). Со словами. (Легкая заинтересованность). Вот смотри (Выразительно): «Кушать подано!».
Координатор хватает текст чтобы порвать, но там явно больше текста.
Координатор (читает): Координатору дается роль Начальника аэровокзала. Начальник есть начальник. Начальник аэровокзала — это начальник вдвойне. А в высокий сезон, когда все хотят улететь это даже втройне начальник. Но вот во время транспортного коллапса в аэровокзале практически нет человека, который не хотел бы набить ему морду. Поэтому ему приходится прикидываться то сантехником, то пассажиром, то встречающим, то сумасшедшим.
(Продолжение следует)...