Новый год – главный семейный праздник. Так было и так будет всегда. С этим трудно поспорить. Попробуем вспомнить, как и где в разное время Виктор Цой встречал новый год.
В совсем юном возрасте, это понятно, были новогодние ёлки в детском саду, школе, в каком-нибудь доме культуры. Классические хороводы, «ёлочка зажгись», Дед-мороз, с отклеивающейся бородой, узнаваемая Снегурочка-воспитательница, классические подарочные наборы с парой мандаринок и россыпью шоколадных конфет. Иллюстрацией тому детскому (1966-68? г.) Новому году - фотография ниже. Маленький Витя Цой на руках у мамы Валентины Васильевны. А рядом на руках у своей мамы совершенно обескураженная девочка.
В юношеские годы Виктор, с уверенностью можно сказать, встречал Новый год в компании друзей. Уже без конфет, но с музыкой, дурачеством и всем, что сопутствует подростковому возрасту. Каких-то конкретных воспоминаний на этот счёт найти не удалось. Но уверен, они имеются. В начале 1980-х годов круг общения Виктора – это Андрей (Свин) Панов, Евгений Юфит, Алексей Рыбин, Игорь (Пиночет) Покровский, Максим Пашков, Игорь (Панкер) Гудков, Игорь (Иша) и Людмила Петровские, Наталья Крусанова. Чуть позднее – Майк и Наталья Науменко. Кого-то я не упомянул, но все эти имена сегодня известны. Забыл упомянуть известного сегодня актёра Артура Ваху. В интернете (на Яндекс Дзене Виталия Калгина) имеется чудесное воспоминание актёра о совместном с Цоем и друзьями хулиганистом путешествии по городу. Правда, описываемые события относятся не к Новому году, а к какому-то социалистическому празднику, но можем предположить, что Новый год отмечался в подобном духе. Иллюстрацией этому служит известная фотография то ли встречи нового, 1979 года, то ли какого другого праздника. Тем не менее, дух праздника ощущается.
Далее мы видим фотографию юного Виктора с жиденькими усиками под новогодней маской. С гитарой на сцене актового зала СПТУ-61. Новогодний концерт. Виктор в составе группы «Ракурс». Это… Скорее, это встреча 1981 года.
Идём дальше. Из воспоминаний Марианны, известно, что новый, 1983 год, они с Виктором встретили хворая. Год начался, так себе. Болезни, переезды с одной квартиры на другую… Причём, Марианна как-то серьёзно болела. Где Виктор встречал новые 1983 и 1984 годы доподлинно не известно, но вероятнее всего, в компании Бориса Гребенщикова и музыкантов раннего «Аквариума». Но вероятно, и в компании Майка Науменко.
Что касается последующих лет, а именно встречи нового 1985 года, то здесь всё более-менее ясно. Сегодня известна фотография «под ёлочкой» Юрия Каспаряна, Виктора Цоя и Александра Титова. Указывается, что это встреча нового, 1985 года, дома у Натальи Васильевой.
Но вероятнее всего, это фото сделано до, либо после Нового года. Скорее, до. Достоверно известно, что 1985-й новый год Виктор встречал на дежурстве в котельной. Это ещё не та знаменитая «Камчатка», а первая котельная на выселках, в дальней промзоне Ленинграда. Там Виктор проработал сравнительно недолго, примерно с осени 1984 года по январь-февраль 1985-го. Об этой котельной остались воспоминания Марианны: «Котельная, где работал Цой, находилась в жутком месте, которых в Питере пруд пруди. С одной стороны, кладбище, с другой – парк, вокруг какие-то руины, где стаями бегали бродячие собаки. Огромный пустырь был завален деревянными ящиками, в центре стоял сарай, половину которого занимал сторож, карауливший ящики, а половину – кочегар, который топил котёл, чтобы сторож не замёрз. Причём топил он теми же ящиками, которые сторожил сторож». Получалась типично кафкианская картина, впрочем, абсолютно свойственная советскому времени. О том, где именно находилась эта котельная, мнения разнятся. Судя по записи в трудовой книжке Цоя и описанию местоположения, это проспект Александровской фермы. Левый берег Невы. Но Сергей Фирсов и Игорь (Иша) Петровский с уверенностью говорят, что котельная находилась на правом берегу. И что делать в таком случае историку? Возможно, правы все. Вполне вероятно, что «контора», где оформлялся на работу Цой, действительно находилась на левом берегу, а фактическое место работы – на правом. Но этот требует более глубокого осмысления. Сергей Фирсов вспоминают, что в той котельной, вместе с Цоем (сторож или сменщик) работала весёлая бабка, которая «виртуозно матюгалась и постоянно играла на балалайке очень классно». Виктор даже брал у неё уроки игры на этом инструменте. По факту, наверное, просто ради шутки иногда брал в руки балалайку и пробовал освоить инструмент. Так или иначе, котельная находилась в одной из бесчисленных промзон Ленинграда, и сегодня, наверняка, её уже не найти. Игорь (Иша) Петровский вспоминает, что «мы с Людой долго добирались чёрт знает как».
И вот, в этой котельной Цой встречал новый год в компании Марианны, Юрия Каспаряна, Сергей Фирсова, Игоря (Иши) и Людмилы Петровских. Возможно, кто-то ещё присутствовал, но история этого не сохранила. Как именно отмечали тот новый год, можно только предположить. Соответствующая котельной обстановка, Беломор, портвейн, разговоры, веселье… А потом холодное ленинградское утро нового 1985 года.
Встреча Нового 1986 года остаётся пока неисследованной. Никаких сведений на этот счёт обнаружить не удалось. Единственное, 4 января 1986 года группа "Кино" выступает в новогоднем рок-клубовском концерте в ДК им. Шелгунова. Это чуть ли не второй концерт с новым бас-гитаристом Игорем Тихомировым. Сегодня известна фотография с того концерта.
Встреча следующего 1987 года в противовес предыдущему нам хорошо известна. Она достаточно подробно описана театральным режиссёром Романом Смирновым, в доме которого и происходило веселье.
Это воспоминание приведено в книге Виталия Калгина «Цой. Последний герой современного мифа». Вот оно.
«И вот пробкой от шампанского грохнул Новый год… Первый и последний раз у меня на Садовой собралась такая толпа… Шухер начался с самого утра. Гонки по магазинам. Звонки телефонов. Ещё в одиннадцать вечера, затарившись всем чем можно и разукрасив ёлочку, я не знал, кого и в каком количестве ждать. Обещали все, все, все…
Сначала появились молодожены – клоун Феликс Агаджанян со своей швейцарской Аней. Были Олег Котельников, Андрюша Медведев… В половине двенадцатого раздался длинный настырный, как вой сирены, звонок. Я бросился к дверям и сразу был сбит с ног. С диким криком на меня обрушился Витька. То, что это он, я узнал по развевающемуся черному пальто. На лице маска с огромными ушами и выпученными глазами. За ним, улюлюкая, Джоанна с поросячьим пятачком в пол-лица. Потом Юрик. Замыкала шествие величавая Марьяна в разноцветном парике…
Джоанна принесла какую-то специальную краску для волос, и через несколько минут все прически были в рыже-зелено-красных пятнах… Это единственная фотка, на которой Цой с рыжими волосами. Выпивать стали, не дождавшись двенадцати… К столу почему-то садились лишь фотографироваться.
Пространства казалось мало, и я орал «УРА!» прямо в открытую форточку на всю Садовую…
Мы иногда забывали про Джоанну и говорили без примеси английских слов. Она смотрела вокруг обалдело и, казалось, все понимала…
Всю ночь мы гуляли на Невском… Это был единственный год, когда мы верили, что все будет за…сь: и у нас, и в стране, в которой живем…
Всю ночь «Лицедеи» у Казанского блистали… И Борька Юхананов стихи читал на паперти лютеранского собора… Помню еще, что Джоанну потеряли в толпе на Невском…Юрик (пардон – ныне Георгий) весьма сокрушался… Под утро ее нашли. Это были самые святые и чистые годы… Они прошли…»
Дом на Садовой улице в Ленинграде, о котором здесь идёт речь, находится недалеко от Сенной площади, напротив бывшего известного в городе магазина «Диета».
А вот, интереснейшее интервью Романа Смирнова. В самом начале - клип на песню Романа. Помимо замечательной песне, в клипе уникальные кадры той самой коммуналки на Садовой улице. Впрочем, и окрестностей Сенной площади конца 1980-х годов. Обязательно посмотрите!
Следующий новый, 1988 год, Виктор встречал в Алма-Ате, в тесном кругу друзей. С августа 1987 по январь 1988 года Виктор принимает участие в съёмках легендарного фильма "Игла" и живёт в квартире своего друга и режиссёра фильма Рашида Нугманова. Вот этот дом на фото ниже. Светящееся окно - это квартира Рашида Нугманова. Фото современное. Его любезно предоставил сам Рашид Мусаевич. Отмечали тихо по семейному в обществе только самых близких. Известно, что Виктор нарисовал тогда большого дракона. 1988 - год дракона.
Ну, а дальше… А дальше наступают большие перемены, как в стране, так и в жизни Виктора. В личной жизни, в частности. Москва, гастроли, новая семья, новый директор группы… А годы бесшабашного питерского веселья остались позади. Как писал Роман Смирнов, «это были самые святые и чистые годы… Они прошли».
#цой #цойжив #цойживвнашихсердцах #цойгруппакино #викторцой #викторцойгруппакино #русскийрок #легендырусскогорока #романсмирнов #цойнавсегда