Жил-был на свете один человек и всё у него не складывалось в жизни. Вот совсем. С самого детства. Мама умерла, мачеха — сварливая женщина, батя каблук, а толковой работы нет. То наш герой пробует завербоваться в военный флот, но подводит зрение, то находят себя посыльным в новостной газете, грезя о работе репортера. Даже мог бы стать велогонщиком и крутить педали пока не дали. Но всё это рутина, пресно и настоящего успеха не дает. В общем, разочаровавшись в этом несправедливом мире, этот человек решил, что доколе всё это терпеть. Самое время восстановить допущеную судьбою к его персоне несправедливость и восстановить баланс. Как это сделать? Перераспределить материальные блага из чужого кармана в свой собственный — в общем, товарищ начал воровать. Как говорится, тихо *украл* и ушел, называется — нашел. Короче, пацан взялся за криминал. И звали этого человека Брюс Рейнольдс. А дело было в Лондоне.
Но немного отвлечемся. Вообще, людям нравятся истории про красиво провернутые схематозы, попахивающие риском и криминалом. Так повелось с древнейших времен, мол, лихая романтика и всё в таком духе. Если более или менее именитый бандит не лютый беспредельщик-душегуб-маньяк-садист, не ест младенцев или имея харизму, умело и доходчиво объясняет, почему он или его банда их всё же ест (скажем, вынужденная необходимость), то такому человеку могут даже приписать благородство и прогрессивность взглядов. Мол, не так уж этот и плох. А то и святой, доведенный системой до крайности. Это вдохновляет, это красиво и круто, таким дают девки и всё у них хорошо. Живут красиво, ярко, но в основном, не очень долго. В общем, истории о «благородных ворах», «честных мошенниках» и «праведных атаманах разбойничьих ватаг» были и существуют во всех времена и эпохи. В этом смысле и ХХ век не стал исключением, благодаря прессе и прочим папарацци, возводя любое преступное деяние, провернутое с дерзостью и смекалкой в разряд «великих». Именно так случилось дальше, 8 августа, 1963 года...
Возвращаясь к Брюсу — путь темной стороны, путь криминал он выбрал осознано, но поначалу, ввиду, наверное, недостатка опыта и навыков, его постоянно ловили на разной мелочи и сажали на нары. Однако, он не унывал. Он рос над собою, матерел. Перейдя с мелких краж, он переходит на воровство из домов. Его сажают. Выйдя, он перешел вновь на кражи в домах, но уже в деревнях и селах. Его опять сажают. Снова выйдя, он решает, что надо быть чуточку жестче, смелее, а потому бьёт букмекера ногами и грабит его, прямо на улице, за что вновь получил срок. В 60-х вновь на свободе. Выйдя, решает, что деньги там, где антиквариат. Попутно сколачивает банду, назвав её скромно - «Наполеон». Ну и по такому поводу выносят целый инкассаторский фургон. Добыча — 62 тысячи фунтов стерлингов. Не бог весть что, но жить можно. Правда, всех сажают, в том числе и Брюса. Срок в этот раз дали по боле, можно было подумать о более грандиозном деле. О преступлении, которое и обогатит как следует прославит!
Как-то, посиживая в камере и маясь от скуки, Брюс услышал от одного из сидельцев историю, мол, есть в нашем государстве такая фича — почтовые вагоны. А в этих вагонах — денюжки, перевозимые для переписи и ликвидации, да не простые, а ветхие. Номинал правда, мелкий, от 1 до 5 фунтов. Но их там миллионы! Куча денег, и уже в мешках, выведенные из обращения, но не переписанные, а потому в случае чего, их можно было бы прибрать к рукам и вновь пусть по прямому назначению, без всякого "палева". В общем, тема здравая, но взять такой куш зэки посчитали делом невыполнимым, а потому не стоящим свеч. Лихие рейдеры, на лошадях, со свистом выносящие поезда на раз-два остались или в Америке XIX — начала XX веков, либо в России времён Гражданской войны. В Британии 1960-х с развитыми средствами коммуникации такой беспредел казался безумием и фантастикой.
Но Рейнольдс увидел в этом свой личный стартап. Правда, одному такое не провернуть, ведь грабить поезда не грабить дома. Тут подход нужен. План. И команда. И большая. В общем, по выходу из тюряги, Брюс собрал на дело ровно 15 друзей, таких же чокнутых, распределив и отрепетировав все роли. Настал черёд действовать.
8 августа 1963 год. В 18:50 с центрального вокзала Глазго в Лондон отправился поезд с почтовым вагоном, в котором лежали заветные денежки. «Номер вагона М30204М», — сообщил по телефону Брюсу один из его «братков», дежуривших на вокзале. Рейнольдс отдал приказ остальным стоять на своих фишках. А поезд... обычный такой поезд, который уже 125 лет спокойно себе колесил по накатанному маршруту, ежедневно, без значимых происшествий и ЧП. Но... 8 августа, глубокой ночью, в 3:15 он был неожиданно остановлен. Не просто так, а сигналом светофора. Потом полиция выяснит, что налетчики проявили смекалочку, закрыв зеленый свет плотным мешком, а красный сымитировали с помощью китайского фонаря. Ну, поезд остановился, помощник машиниста по долгу службы выскочил из головного вагона, дабы проверить, что происходит. Он было собрался позвонить по линейному телефону, мол диспетчер, беда у нас, но провода были предусмотрительно перерезаны. А потому сигнал до руководства не дошёл. Ну короче, его в итоге взяли да и связали, чтоб не маячил.
А пока помощника вязали, машиниста, ожидавшего помощника, вероломно окружили, взяв кабину в кольцо. Мужик, в свои 58 лет оказался не из робкого десятка, а потому, сказав что-то вроде «я вас не звал, идите...», оказал сопротивление, толкая с подножки поезда, лезущих в вагон словно зерги, нехороших дядек. Ну за что, в общем-то, и получил обухом топора по голове, после чего прилег отдохнуть. Первый косяк. Один из участвовавших потом вспоминал, что вообще, по плану, кого-либо бить они не собирались, так как вся операция должна была пройти по «джентльменски» - без оружия, ненависти и насилия. Потому и взяли с собою только перчатки, лыжные маски да каски с жилетками. И топор. Ну и тут последовал второй косяк — у мужика, которого наняли как раз для того, чтобы управиться с поездом, сдали нервы, да так сильно, что управлять этим самым поездом более не мог. Потому пришлось в срочном порядке реанимировать машиниста.
Забавно, что помимо машиниста, в составе поезда пребывало 72 работника почты, однако ни кто ни чего не заметил, так же не обеспокоились внеплановой остановкой. Возможно, потому что дрыхли как сурки. Или были рады тому, что на работу пребудут позже. Оклад, что поделать. Ну а джентльмены с помощью очухавшегося после удара машиниста, отцепили головной и второй, следующий за ним вагон, в котором как раз были деньги, да отогнали их по другому пути, к остановке на мосту Бридего, там уже ждал грузовик. Инкассаторов, которые работали явно на раслабоне и даже не заперли дверцы, тоже связали. По итогу 120 мешков ребята перегрузили в грузовик, 8 оставили, а сами умчались на джипах. Операция прошла без сучка и задоринки и практически без жертв, не считая травм, которые нанесли ретивому машинисту.
Об ограблении узнали довольно поздно. А все потому, что ребята вывели не один, а сразу несколько телефонов, потому продолжительное время тревогу не поднимали.
По завершению дела, ребята отправились на заблаговременно снятую ферму, недалеко от места ограбления. Ну и само собою, принялись считать хабар. Сели за стол. Всего украсть удалось где-то 2,6 миллионов фунтов (около 50 млн на сегодняшний день). Посчитав, принялись делить. Кому по больше, кому по меньше. Основа — само собою собрала сливки, те, кому отводились роли по скромнее, вознаградили соответственно. Ну и было решено, мол, пока суматоха не уляжется, сидим ниже травы, тише воды, изображаем реднеков-работяг. Однако, ребята ещё не осознали масштаб совершенного, Корона посчитала, ограбление лютым оскорблением, а потому все силы были поставлены на уши и брошены в бой. Совсем скоро по радио объявили, что полиция на месте не сидит и прочесывает территорию в радиусе 50 километров от места ограбления. И если надо, будет искать грабителей даже в сортирах. Делать нечего, пришлось рвать когти. Кому-то поручили уничтожить все улики — отпечатки там, в общем, следы пребывания. Но кому бы это не поручили, сделано это было крайне плохо По прибытию полицейские нашли на ферме целую настольную «Монополию», а на ней ворох отпечатков практически всех друзей Брюса. В общем, настолки до добра не доводят. Часть участников пробили по базе — о чудо, они были в полицейской картотеки. Ну и всё, когда на руках установленные личности, остальное для копов было делом техники. И ни какого Шерлока Холмса хвать было не нужно. Управились своими силами. Чуть потрудились с поимкой ребят, но тут их уже сдали добропорядочные граждане Соединённого Королевства. За инфу о разбойниках платили налом. Возможно, из оставшихся 8 мешков.
К началу 1964 года на свободе оставались лишь трое джентльменов, включая самого Рейнольдса. Ему вместе с женой и сыном удалось свалить из страны и осесть в Мексике. Казалось бы, жизнь удалась...
Но деньги таяли как вода. Наступала печалька, депрессия. Нужно было устраиваться на работу. К тому же его искали. Рейнольдс решил, что надо пополнять семейный бюджет, а потому в 1968 году вернулся в Великобританию, дабы подписаться на новое дельце. Не тут то было, заластали его быстро, при попытке выйти на дружков. Ни чего не поделаешь, пришлось идти на сделку со следствием и сознаваться. Впаяли 25 лет лишения свободы, из которых отсидел лишь десять. Правда, потом посадили вновь, за торговлю веществами. Запрещенными. Отсидев трешку, Брюс вдруг обнаружил интерес со стороны журналистов и общества к своей скромной персоне. Событие, которое он организовал, стало культовым. Даже имя дано - «Великое ограбление поезда». Короче, Брюс теперь не уголовник, а супер-звезда. Ну и грешно было не воспользоваться этим — он давал всякие интервью, выступал консультантом для режиссеров кино, а в 90-е выпустил автобиографическую книжку. Там же и признался, что известность это хорошо, но есть и обратная сторона — старые связи из мира криминала ввиду его известности, а значит палевности, дел с ним более иметь не хотят. Как и официальные работодатели, они удивлялись только узнав, кто к ним пришел и чем он занимался в прошлом.
Правая рука Брюса — Дуглас Гуди, поймали его в 1963 году, так же получил тридцатку, но отсидел лишь двенадцать лет. Впоследствии тоже решил навариться на событии и написал книжку, где изложил свою версию тех давних событий. В ней он называл себя вором, не представляющим, что можно заниматься чем-то другим. Именно этот товарищ свел Брюса с работником почты, который выдал все явки и пароли касательно вагона и денег в нём. Личность этого секретного работяги полиция выяснит только в 2014 году.
Левая рука Брюса — Ронни Биггс, самый хитрый и продуманный, отсидел лишь 15 месяцев, но потом, осознав что ему там не комфортно, совершил побег. После побега сменил документы, внешность и скрылся сперва в Париже, а потом в Австралии. Там по его душу пришел Интерпол — потребовал выдачи. Потому отправился в Бразилию. Там тоже его нашли, но на требование выдачи Бразилия послала англичанку в пешее, эротическое. А все потому, что Ронни нашел себе жену из местных и заделал с ней ребенка. Считай, был гражданином, правовой иммунитет. Потом в 80-х какие-то придурки украли уже его и вывезли в Барбадос — хотели за вознаграждение вернуть Великобритании. Но у Барбадоса не было соглашения о возвращении преступников на историческую родину — вернули Биггса на место, в Бразилию. Но в 2001 году он вдруг заявил, что возвращается на родину. Его спросили, мол, а зачем? На что он ответил, что хотел бы выпить в тамошнем пабе пивка и вообще соскучился. Короче, из своего возвращения пацан сделал целое шоу, заранее продав историю газетчикам.
Встречал Ронни на аэродроме сам Рейнольдс. Поздоровались, пообщались чутка, после чего Брюс поехал домой, а Биггс отбывать остаток 30-летнего срока, в тюрьму. В 2009 его выпустят по состоянию здоровья — подхватил пневмонию. Умрут они со своим организатором в 2013 году — Брюс в феврале, Биггс в декабре.
Остальные, менее известные личности тоже получили сроки разной степени тяжести, но ни кто из них не отсидел больше 13 лет. Ну а ограбление поезда стало настоящим новостным событием, на целые десятилетия вперед. Размах, с которым подошли ребята к делу, принесли им народное признание, почет и уважуху. Возможно, любовь и эта самая уважуха была бы ещё больше, если бы не побитый обухом топора машинист, он смазал картину и ореол благородности. Ну а деньги... большая часть, а это чуть менее чем много так и не были найдены.
Мораль — отпечатки надо стирать, а людей по возможности не бить, обухом топора уж точно.
Автор - Алексей Шухартской
Коллективный исторический паблик авторов - https://vk.com/catx2