Приближается Новый Год, а какой же Новый Год без Жени Лукашина и его друзей! Да никакой. Не буду и я отходить от этой традиции. Тем более, что в фильме «Ирония судьбы» Черемушки не только играли сами себя (в отличии от других картин), но и были основной движущей силой сюжета.
Давайте вспомним первые строки дикторского текста, озвученные Александром Ширвиндтом, только вчитаемся внимательно:
«Подмосковные деревни Тропарёво, Чертаново, Медведково, Беляево-Богородское, и конечно же - Черёмушки, не подозревали о том, что обретают бессмертие в те грустные для них дни, когда их навсегда сметали с лица земли. Деревня Черёмушки дала свое имя всемирно известным московским новостройкам, которые расположились на юго-западе нашей столицы. Теперь, чуть ли не в любом советском городе есть свои «Черёмушки». В былые времена, когда человек попадал в какой-нибудь в незнакомый город, он чувствовал себя одиноким и потерянным. Вокруг все было чужое: иные дома, иные улицы, иная жизнь. Зато теперь совсем другое дело. Человек попадает в любой в незнакомый город, но чувствует себя в нем как дома. До какой нелепости доходили наши предки. Они мучились над каждым архитектурным проектом.
А теперь во всех городах возводят типовой кинотеатр «Ракета», где можно посмотреть типовой художественный фильм.»
Замечу, что упомянутый кинотеатр «Ракета» – это нынешний «Улан-Батор», переименовали его, кстати, именно в год съемок «Иронии судьбы…» – в 1975-м. Проект был действительно типовым - по всей Москве примерно в одно и тоже время появились его копии. Но о его киносудьбе мы поговорим в другой раз, в «Иронии судьбы…» он не снимался. А что снималось? Старожилы конечно знают – торговый центр «Черемушки» на улице Шверника. Возле него кинематографистами была организована автобусная остановка [как сообщили в комментариях ниже -тут я ошибся - в те годы остановка была именно тут, так что использовали готовую] и новогодняя ярмарка, где по дороге к Жене Лукашину его друг Павлик в исполнении Александра Ширвиндта купил бутылку шампанского. Апельсины ему продали уже в другом месте, а сам дом Лукашина был, как известно, снят в Тропарево.
Если собрать воедино все воспоминания о съемках фильма, то можно издать вполне себе капитальный труд, однако о съемках на улице Шверника почти никто не вспоминает. Да и не мудрено – фактически там одна панорама в начале фильма, т.е. вся сцена была снята одним кадром. Хотя, судя по ее длине и насыщенности, на подготовку и репетиции ушел не один час. В общем объективная информация на этот счет такова. Сцены в Ленинграде снимали в бесснежном феврале 1975 года, а в Москве - в марте, когда сугробы подтаяли. Так что пиротехникам пришлось позаботиться об искусственном снеге. По этому поводу и существует единственное воспоминание о натурных съемках, которое мне удалось найти – Вадима Алисова, который работал вторым оператором на картине:
«Крики были по поводу снега! У нас было мало снега, а снег - это была резаная бумага, и она мягко летела. Крупно снимали человека, и эта резаная бумага на одежде была заметна».
Ну что же, давайте теперь сами пройдемся по стопам героя Ширвиндта и поглядим, что изменилось за прошедшие почти 44 года на улице Шверника. Сразу оговорюсь, все кадры я переснимать не стал, ибо в большинстве из них мы видим только физиономию актера на фоне новогодней мишуры. Но более общие планы, где виден сам район съемок, я запечатлел.
Поехали! В смысле – мотор!
Как я упоминал, панорама начинается с подъезда автобуса к несуществующей ныне остановке (в реальности она дальше по улице). За автобусом виден нынешний дом 14/1 корпус 1 по улице Шверника (фото 2 и 3):
Из дверей автобуса выходят люди, он отъезжает и мы видим несколько домов на перекрестке улиц Новочеремушкинской и Шверника (фото 4 и 5):
Панорама ведет нас по ярмарке перед торговым центром и тут Павлик как раз и покупает шампанское, а продавщица отправляет его дальше – за апельсинами. В этот момент в кадре виден дом 14/1 корпус 1 – тот самый, в котором в то время жил Зиновий Гердт, а также верхняя часть обоих корпусов Дома аспиранта и стажера МГУ в конце улицы (фото 6 и 7). Кстати, тут самое время обратить на одежду героя, точнее на снежинки на ее фоне – действительно похоже на резанную бумагу.
Павлик идет дальше – мимо типового киоска мороженого, который стоял тут вместе с другими попадающими в кадр палатками с конца 1960-х - начала 1970-х годов (фото 8 и 9):
Тут камера уже совсем доворачивается на торговый центр и мы видим Деда Мороза, играющего на баяне (фото 10):
А затем вновь в кадр попадает Павлик и угол торгового центра «Черемушки» с надписью на углу «Бакы» - в здании тогда размешался одноименный ресторан («Баку» по-русски). Тут стоит немного отвлечься – когда я пытался переснять этот кадр в наше время, то никак не мог понять, почему всё выходит криво. Пришлось присмотреться к зданию и разобраться – оказывается в начале 2000-х годов с этой стороны здания к нему пристроили отдельную лестницу для входа на второй этаж. Выступающую пристройку остеклили, а, в последствии, всю завесили рекламой, как и остальную часть здания. Так что если не обратить внимания на эту «хитрость», то можно сделать ошибки в точной пересъемке кадров. Но мы уже разобрались, так что можем спокойно сравнить – фото 11 и 12:
Следующий ракурс – Павлик на фоне всё той же палатки мороженого и дома по улице Шверника (фото 13 и 14):
На фото 15 – Павлик на фоне витрины торгового центра. На фото 16 – современный захламленный вид. Стоит сказать, что снимать что-то у этого ТЦ нынче крайне неудобно – вместо шумной киноярмарки тут ежедневная стихийная парковка на тротуаре, поэтому мне пришлось приходить сюда раза три, если не больше – некоторые кадры снять мешали машины. А, если учесть, что в декабре нужные ракурсы освещаются солнцем всего минут 20, то можете себе представить, как мне дались эти кадры :-)
Идем дальше – в кадре, наконец, появляется большой кусок ТЦ. Помните о современной пристройке к нему? Так что не удивляйтесь, что в наше время этот ракурс выглядит именно так (фото 17 и 18). На этом панорама заканчивается, Павлик перемещается в другой район Москвы, а зритель перемещается в квартиру Жени Лукашина.
«Но это же не всё!» – воскликнут знатоки. «У нас же снимался и другой эпизод – возвращение Лукашина в Москву в конце фильма!». И, разумеется, будут правы. Всё тот же автобус (в буквальном смысле – он был арендован кинематографистами на весь съемочный день по всей видимости) подъезжает ко всё той же остановке), только на этот раз из него вываливает не толпа народа, а одинокий герой Андрея Мягкова. Он понуро бредет по опустевшей ярмарке и мы, наконец, видим всю панораму этой части улицы Шверника. «Покажите, покажите нам фото!» – потребуете вы. Нет, не покажу. Ибо эти кадры были сняты с автоподъемника. И повторить их можно, только вызвав на съемки такую же машину или применив современные технологии в виде коптера (как я сделал во время пересъемки кадра из «Сталкера». В этот раз я так далеко не заходил, хотя попытался всё же залезть на крышу магазина «Вкусвилл» – с нее можно сделать более-менее похожие снимки. Но по всей видимости на крышу попасть можно только всё с того же автоподъемника, поэтому и тут я потерпел неудачу. Так что единственное, что я смог – это снять через окно той самой пристройки ТЦ с лестницей нечто отдаленно напоминающее кадры из фильма (ну очень отдаленно) – фото 19, 20 и 21.
А вот со следующим кадром всё проще, не считая, правда, припаркованных машин – герой Мягкова проходит на фоне витрин торгового центра (фото 22 и 23):
Проходя в одну сторону улицы Шверника, Лукашин оказывается на противоположном ее конце – у входа в уже упоминавшейся Дом аспиранта и стажера МГУ, где его одинокая фигура маячит на фоне подавляющей человека архитектуры – фото 24 и 25:
Как я уже говорил, воспоминаний об этом съемочном дне (предполагаю он был всё же один) участники событий не оставили, зато их оставили местные жители на сайте pastvu.com. Так что дадим слово им:
«Я эти съемки лично видел, зимой 75 года. Мы из школы шли, а перед торгошкой - суета, шум. Стояли ветрогенераторы (куски самолетов без крыльев, пропеллерами ветер гнали), парни брали из фанерных ящиков мелко нарезанную бумагу, она снег изображала. Пялились на это часа три, замерзли.»
Как мы видим, даже местным жителям кроме «снежной» бумаги ничего особо не запомнилось. Ну разве что разгоняющий ее ветродуй. Такой и сейчас можно увидеть на «Мосфильме» – я его сфоткал летом – фото 26:
А вот еще один комментарий от местного жителя – так сказать проверка на внимательность. Присмотритесь еще раз к фото 18 – где Лукашин идет по улице Шверника. Ничего не замечаете? Тогда вот подсказка: «Снимали днем в рабочее время - если присмотреться, то видны люди вдалеке - тротуар перегородили.»
Ну что же, засим у меня всё по этому фильму, поздравляю всех с наступающим!
P.S. Нашлось всё-таки небольшое воспоминание о подробностях съемки именно в тот день - ими поделился известный телеведущий Александр Беляев, который по молодости снялся в эпизоде с Павликом в массовке. Говорит, что в тот день было очень холодно. И что массовка по традиции "квасила". Подробнее здесь:
#москва #академический район в кино #история москвы #кинолокации #кино #советское кино #черемушки #черёмушки #академический район