Найти тему
История войн и оружия

Штурмовик Ил-10 идет в серию

Прототип Ил-10 с пушкой Ш-20 калибра 20 мм в оборонительной установке ВУ-7
Прототип Ил-10 с пушкой Ш-20 калибра 20 мм в оборонительной установке ВУ-7

С появлением нового более мощного мотора АМ-42 Илюшин начал работу над самолетом Ил-1 с АМ-42 (взлетная мощность 2 000 л. с.), поначалу он обязался построить машину к 15 сентября 1943 г., но из-за загруженности завода № 18 срок передвинули на октябрь, затем на 15 ноября.

Двухместный Ил-1 должен был развивать развивать максимальную скорость у земли 445 км/ч, на высоте 2 000 м - 450 км/ч, наибольшую дальность полета 900 км, нормальную бомбовую нагрузку 400 кг (в перегруз 600 кг). Вооружаться он должен был двумя пушками ВЯ с боезапасом 300 снарядов, двумя пулеметами ШКАС с боекомплектом 1 500 патронов и одного 12,7-мм пулемета Березина УБК с боезапасом 150 патронов.

Поскольку должны были построить одно- и двухместный вариант Ильюшин предложил наркому авиапрома Шахурину строить только двухместный Ил-1, которые он пообещал представить 10 декабря 1943 г.

Основным препятствием для завершения постройки Ил-1 была недоведенность мотора АМ-42.

18-й авиазавод достроил машину к началу февраля 1944 г., затем она была передана на завод № 240 для окончательной доводки.

Когда был установлен новый мотор АМ-42 и проверены все системы Ильюшин направил заместителю наркома авиапрома Яковлеву докладную записку в которой указал, что двухместный бронированный штурмовик Ил-10 с АМ-42 готов к первому вылету и просил на него разрешение.

-2

Разрешение было получено и 20 апреля 1944 г. начались заводские испытания. Опытныйа самолет вооружался двумя 23-мм пушками ВЯ-23 по 300 снарядов на ствол и двумя пулеметами ШКАС по 1 500 патронами, получил оборонительную установку ВУ-7 с пушкой Ш-20 с боезапасом 150 снарядов, 4 РО-82, 10 авиагранатами АГ-2, нормальная бомбовая нагрузка была 400 кг, в перегруз 600 кг.

У земли он развивал скорость 512 км/ч, а на высоте 2 800 м - 555 км/ч. На высоту 1 000 м поднимался за 1,6 минут, на 3 000 м за 4,9 минут. На высоте 2 800 м на скорости 385 км/ч дальность полета равнялась 850 км.

Заводские испытания самолет прошел успешно.

13 мая 1944 г. начались государственные испытания трех Ил-10 АМ-42. Они завершились всего за две недели и закончились успешно.

В пилотировании самолет оказался прост и не требовал переучивания летчиков Ил-2. Устойчивость и управляемость хорошие. Путевая устойчивость была несколько велика. Нагрузки от рулей нормальные, от рулей высоты несколько велики. На рулежке самолет недостаточно устойчив. Взлетно-посадочные свойства ухудшились по сравнению с Ил-2. Максимальная скорость была больше на 123 км/ч у земли и на высоте 147 км/ч. Скороподъемность выше. Дальность больше.

-3

Более скоростной, устойчивый и управляемый самолет при том же вооружении, что у Ил-2 мог более эффективно штурмовать и лучше защищаться от атак истребителей. В эксплуатации самолеты был прост, производиться мог на технологиях серийного производства Ил-2.

Акт по госиспытаниям утвердили 9 июня 1944 г.

Были и недостатки, для устранения дефектов винто-моторной установки штурмовик вернули на завод № 240 для доводки. В ходе доводочных работ подвижная установка ВУ-7 с пушкой Ш-20 была заменена на ВУ-8 с пулеметом УБК, потому что произошла задержка с ее серийным выпуском.

Усовершенствованный штурмовик Ил-10 с АМ-42 решением Госкомитета обороны от 23 августа 1944 г. был запущен в серию на двух заводах № 1 и 18.

В перегрузку самолет мог взять 500 кг бомб на наружной подвеске и 600 кг мелкими бомбами.

Ил-10 при полетном весе 6 300 кг с 400 кг бомб, но без РС на номинальном режиме работы мотора на высоте 2 300 м развивал максимальную скорость 550 км/ч или на 150 км/ч выше, чем Ил-2 с АМ-38Ф. У земли скорость была 500 км/ч, на километр самолет поднимался за 1,6 минут, на три км за 5 минут. Практический потолок 7 270 км. Дальность при скорости 310 км/ч и на высоте 500 м составила 800 км.

На высотах до 2 000 м скорость Ил-10 была на 10 - 15 км/ч меньше максимальной скорости истребителей Ме-109G-2 и FW 190A-4.

Ил-10 по сравнению с Ил-2 имел в два раза меньшее лобовое сопротивление, за счет других крыльев, герметизации отсеков, улучшенных обводов бронекорпуса.

В бронекорпус включили кабину стрелка. Причем летчик получил еще и бронеспинку. Сзади стрелка защищали две бронеплиты по 8 мм с промежутком между ними, бронеперегородка была и силовым шпангоутом стыка бронекорпуса с хвостовой частью фюзеляжа. Задняя бронеспинка и подголовник пилота также делались из 8-мм брони. Защита была рассчитана на огонь 20-мм пушек.

У пилота была прозрачная 64-мм двухслойна броня с металлической окантовкой. Боковые крышки фонаря кабины пилота изготавливались из 6-мм брони и плексигласа, сверху голова пилота закрывалась 6-мм броней.

Крышки фонаря могли открываться раздельно, что позволяло вылезти из кабины при капотировании самолета. Сбоку фонаря имелись сдвижные форточки.

Передняя и средняя бронечасти фюзеляжа выполнялись из гомогенной брони типа АБ-2 толщина варьировалась от 4 до 8 мм. Верхняя часть бронекорпуса получила только листы дюраля. Так как туда как правила пули и снаряды не попадали. С земли она была недосягаема, если истребители заходили с хвоста эту часть защищал стрелок, в лоб к Ил-2 старались не заходить.

Улучшили форму бронекорпуса за счет новой компоновки водо- и маслорадиаторов систем охлаждения и смазки мотора, которые спрятали в бронекорпус за передним лонжероном центроплана под полом кабины пилота.

-4

Общий вес брони серийного самолета Ил-10 (без крепления) равнялся 914 кг.

В верхней части корпуса за мотором перед кабиной пилота был верхний бензобак емкостью 440 л. С нижним 290 л., под полом кабины пилота, он был соединен трубопроводом. У блоков мотора были два 47-литровых маслобака.

Экипаж получил противопожарную защиту и вентиляцию.

Пилот и стрелок связывались посредством переговорного устройства с трехцветной сигнализацией. Для связи и вождения самолета устанавливалась радиостанция РСИ-4 с дистанционным управлением и радиополукомпас РПКО-10М.

Для контроля результатов бомбометания в хвосте ставили фотокамеру АФА-ИМ.

27 сентября 1944 г. шеф-пилот ОКБ облетал первый серийный самолет завода № 1. С октября того же года машины 1 и 18-го заводов стали передавать военной приемке для перевооружения строевых частей.

Опять стал доставлять проблемы недоведенный мотор. Самолет загорался в воздухе. Было принято решение о приостановлении серийного выпуска Ил-10.

К 26 декабря посчитали, что основные дефекты устранены, выпуск был возобновлен. До 1 мая 1945 г. в ВВС передали около 800 машин.

Спасибо за прочтение.